Кыз-Биби («Дева»), или Огои (Ага-йи) Бузург («Великая госпожа»), — женская суфийская ханака, расположенная в Джондорском районе Бухарской области (Республика Узбекистан), в 30 км к западу от Бухары. Площадь около 0,5 га, основной вход — с юга, строительный материал — жженый кирпич. Ансамбль зданий, возведенных в основном на протяжении XIX в., располагается вокруг четырех дворов.
Мечеть-ханака, состоящая из зимнего (перекрытого массивным куполом) и летнего (с плоским балочным перекрытием, опирающимся на деревянные колонны) помещений, доминирует и объединяет здания ансамбля. Ее главный фасад (оформлен монументальным порталом, декорирован шлифованным кирпичом со вставками фигурного кирпича «бантик») обращен на восток, к мазару К.-Б. Северный фасад, выделенный небольшим порталом, связан с «монастырским» двором, который с трех сторон охватывают худжры (с каминами и ташнау), предназначавшиеся для длительного проживания. К южной части мечети-ханаки примыкал двор (для кратковременного пребывания паломников) с главным входом на территорию ханаки, оформленным дарваза-ханой. В кибловой стене по сторонам михрабной ниши располагались два дверных проема, выводящих к колодцу, вода которого считалась целебной. После постройки в этой части бани (хаммам) и помещений для пятикратных ритуальных омовений (тахарат-хана) эти проемы были заложены.
Мазар К.-Б. представляет собой невзрачный двухкамерный мавзолей, возведенный, вероятно, в конце XVIII в. Его единственным украшением был айван, пристроенный позднее и обращенный к главному порталу мечети-ханаки. Он был декорирован резным деревом с зеркальными вставками (декорация утрачена). Под айваном располагается надгробие из темно-серого мрамора. Его форма необычна: плоская квадратная плита, пробитая в центре. Надпись, выполненная по периметру надгробия, гласит: «Это— мавзолей благоуханной, лучезарной Ага-йи Бузург. Написал презренный раб Нийаз Мухаммад-катиб, год 1223 хиджры (1808 г.)». У северной стены мавзолея возвышается туг (высокий столб) с литым навершием (панджа — «пятерня»), на обеих сторонах которого имеются надписи и дата (на лицевой стороне)— 1287 г.х. (1870-71 г.).
С юга к мавзолею К-Б. примыкали многочисленные помещения, специально усложнявшие проход к мазару. Здесь же располагались уединенные мехмон-хана (комната для гостей), мечеть для женщин и небольшие дворы (разобраны в 30-е гг., сохранился лишь мавзолей). В мавзолей и на женскую половину ханаки мужчины никогда не входили, эта практика сохраняется поныне. Ош- хана, или халим-хана, и хозяйственный двор замыкали ансамбль с северо-востока, здесь находились многочисленные очаги и тандыры, хранилась утварь, в том числе огромные котлы для приготовления халисы (ритуальное блюдо, которое готовят специальные повара — ошпазы; основные компоненты — баранина/говядина, но обязательно мясо барана/быка, и пшеница) для общественных трапез. Женская половина и ош-хана были отстроены в 1913-1914 гг. безымянным благодетелем, для этого неподалеку была сооружена большая печь (хумдан), в которой обжигали прямоугольный кирпич, известный как «солдати» и «европейский».
Снаружи ханаки, неподалеку от главного входа, находится помещение, в котором жили прикованные цепью к стене душевнобольные.
1) дарваза-хана с мавзолеем суфия и служебными помещениями; 2) чилла-хана с тугом у входа; 3) хозяйственный двор; 4) кухня (ош-хана, или халим-хана); 5) женская половина; 6) мазар Кыз-Биби; 7) мусульманское кладбище; 8) туг; 9) амван с мраморным надгробием Кыз-Биби; 10) «монастырский» двор; 11) мечеть-ханака; 12) колодец; 13) баня (хаммам) совмещенная с тахарат-ханой; 14) двор для кратковременного пребывания паломников; 15) здание для душевнобольных
Звездочками отмечены места отправления обрядов
До начала 80-х гг. ханака была более чем наполовину засыпана движущимися песками, но оставалась популярной у жителей окрестных кишлаков.
Во время реставрационных работ была отстроена новая ош-хана. В Науруз (Новый год), в праздники разговенья (‘ид ал-фитр) и жертвоприношения (курбан-байрам), в дни поминовения духов предков (четверг, воскресенье) сюда приезжает много людей. Мужчины заняты приготовлением пищи, а женщины совершают ритуал поклонения: к стволам тугов привязывают обетные тряпицы и носовые платки, зажигают свечи, оставляют мелкие деньги, рассыпают зерно (в помещении, непосредственно примыкающем к мавзолею К.-Б., и в самом мавзолее, у колодца, у тугов); воду из колодца переливают из сосуда в сосуд через отверстие в мраморном надгробии К.-Б., чтобы ребенок был умным и грамотным. На стенах мечети-ханаки можно увидеть разные «автографы», в том числе такого содержания: «Если я женюсь, то устрою здесь худои для К.-Б.».
Известны три предания, которые местное население связывает с К.-Б. Первое и наиболее архаичное делает ее дочерью Соломона. Согласно второму, возникновение ханаки синхронно строительству мадрасы Мир-и Араб в Бухаре (первая треть XVI в.), а строитель последней якобы безуспешно сватался к К.-Б. Эту версию отчасти подтверждает автор Мазхар ал-‘аджа’иб ва-маджма‘ ал-гара’иб («Собрание удивительных историй»). Наставница (муршида) одного из местных ответвлений братства накшбандийа — Мастура-ханим, или Ага-йи Бузург, заняла этот пост после шайха Шади Гидйути и его супруги. В духе муршидства она была воспитана дедом и отцом. Среди ее муридов были мужчины и женщины, в частности Могол-ханум (или ‘Айша-ханум) — сестра Бабура и супруга Шайбани-хана. Умерла 16 рамадана 929/30 июля 1523 г.
Третье предание повествует о бездетной супружеской чете Мирзо Шарифа и Биби Шарифы. Последней было предсказано скорое рождение дочери, которая до 14 лет будет жить с родителями, а потом уйдет из дома и станет ученой (ай-мулла). Она отправится в место, которое называется Ага-йи Бузург, и будет там жить как посредница между Богом и людьми. Биби Ханифа — так назвали девочку— действительно к 14 годам овладела грамотой и поселилась в предсказанном ее матери месте, посвятив себя молитвам и врачеванию. Однажды она вошла в одну из худжр и исчезла. Каждую пятницу женщины приносили ей в определенное место воду, кислое молоко и расческу. К.-Б. мылась, никому не показываясь. Посредником между ею и людьми стал суфий, который позднее был похоронен в одном из помещений ханаки.
Лит-ра: В.А.Шишкин. Варахша. М., 1963, 135–136; Б.Бабаджанов. О женских суфийских центрах-мазарах в Средней Азии XVI–XVII вв. // Международная конференция «Средняя Азия и мировая цивилизация». Тезисы докладов. Таш., 1992, 17–18.
Е.Г.Некрасова