ЛУК̣МА̄Н — коранический персонаж, древний мудрец. В Коране его именем названа 31-я сура, где сказано, что Аллах даровал Л. мудрость, а далее цитируются его наставления сыну, которому завещано не придавать Аллаху сотоварищей, верить во всемогущего Аллаха, молиться, побуждать к благому, удерживать от плохого, терпеть превратности судьбы, не гордиться и не хвастаться, быть скромным даже в походке и в речи, ибо «ведь самый неприятный из голосов — конечно, голос осла» (31:12/11 —13/12, 16/15—19/18).
Комментаторы Корана, исходя из сходства значений корней обоих имен, часто идентифицировали Л. с библейским Валаамом. Некоторые относили его к пророкам. В мусульманской литературе с именем Л. связано много мудрых изречений и поговорок, восходящих к различным древневосточным источникам, чаще всего к изречениям вавилонского мудреца Ахикара. В позднее средневековье Л. считали еще и автором басен, мотивы которых часто аналогичны мотивам басен Эзопа. В образе Л. тоже появляются черты сходства с Эзопом, его начинают описывать как безобразного черного раба. Один из наиболее распространенных вариантов предания о Л. относит его к народу ‘ад и называет его Л. б. ‘Ад. Вместе с другими ‘адитами он отправился в Мекку просить избавления от страшной засухи, но вместо этого стал молить Аллаха о долгой жизни. Ему была дарована жизнь, равная жизни семи орлов, каждый из которых рождался после смерти предыдущего. Так Л. стал долгожителем (му‘аммар), пережившим гибель своего народа, построившим Марибскую плотину, введшим многие обычаи арабов.
Аравийские легенды о Л. значительно богаче мотивами, чем рассказ Корана, и мало с ним связаны. Они находят себе мало прямых параллелей и за пределами Аравии. Вместе с тем о Л. — герое и долгожителе — часто упоминают доисламские арабские поэты. Поэтому в этих рассказах о Л. б. ‘Аде можно видеть передачу аравийского доисламского цикла сказаний, образ героя которых —Л.— был использован Кораном, в частности и для того, чтобы доказать, что и древние—мудрецы Аравии учили тому же, что и он.
Заповеди коранического Л., хотя они и являются весьма общими добрыми пожеланиями и находят себе много параллелей в изречениях из древней литературы (прежде всего из цикла Ахикара), содержат перечисленные в четком порядке некоторые основные заветы ислама — догматические (единственность и всемогущество бога), ритуальные (молитва), морально-этические (добрые дела, терпение, скромность), морально-бытовые (спокойное поведение, ровный голос). Человек, соблюдающий их, — идеал мусульманина, воплощенный затем преданием в образе Мухаммада. Есть сообщения о том, что современники Мухаммада сопоставляли высказывания Корана с каким-то. «свитком Лукмана». В ходе таких бесед и сравнений, видимо, и появился в Коране еще один персонаж, Л., аравийский свидетель истинности учения об Аллахе.
Лит-ра: Ибн Хишам. Тиджан, 370—380; ас-Сиджистани. Ал-Му‘аммарин, 4; ат-Табари. Та’рих. 1, 1208; он же. Тафсир, 21, 43—49; ас-Са‘лаби. Кисас, 197—196: ал-Байдави. Тафсир, 2, 113 — 114; J. Derenbourg. Fables de Loqman-le Sage. B — L., 1850; R. Basset. Loqman Berbère. P., 1890; The Story of Ahikar. Cambridge, 1913: Gaudefrov-Demombynes. Mahomet, 382—383; B. Heller — [N. A. Stillman]. Lukman.—EI, NE, 5, 811—813.
М.Б.Пиотровский