Лутф Аллах Чусти б. Фатх Аллах (ок. 1485— 1571)— известный предводитель братства накшбандийа и политический деятель Мавараннахра. Родился в селении Чадак (в 10 км к западу от Ахсиката). Его отец получил иршад у йасавитского шайха. После окончания мадрасы в Ахсикате Л. Ч. вернулся в Чадак. Вскоре из-за какой-то составленной им фатвы местное население стало проявлять враждебность к семье Л. Ч., что вынудило ее покинуть родные края и поселиться в Джусе (совр. Чует). Там Л. Ч. стал муридом ученика хваджа Ахрара — Шах-Хусайна Ахси (ум. в 1529 г.) из семейства бухарских суфиев Шах-Ахси. Через некоторое время Шах-Хусайн отправил Л. Ч. в Бухару (в 1508 г.) к Мухаммаду Кази, который тогда управлял делами кархана-йи хваджаган (накшбандийа). После смерти Мухаммада Кази (1516 г.) Л. Ч., преодолев некоторые сомнения, признал статус главы братства (пишва-йи тарикат) за другим учеником Мухаммада Кази— Махдум-и А‘замом Касани. По распоряжению последнего Л. Ч. были «поручены все братья (накшбандийа) Фарганы/Ферганы и Ташкента». Подобно своему новому пиру, Л. Ч. сумел завоевать авторитет среди удельных Шайбанидов (1500-1601) и часто использовал свое влияние для пресечения междоусобиц и ограничения произвола придворных амиров и беков.
Многие ученики Махдум-и А‘зама проявляли недовольство («зависть») возрастающим влиянием Л. Ч. и старались оклеветать его. Однако Махдум-и А‘зам подтверждал свое расположение к Л. Ч. и даже передал ему на воспитание своего сына Исхака-вали (потомки последнего — каратаглык — от брака с дочерью Л. Ч. переселились в Яркенд, где в конце XVII в. им удалось захватить власть). Смерть Махдум-и А‘зама (1542 г.) усилила разногласия в братстве накшбандийа. Особенно острой была борьба за право быть преемником в руководстве братством между Л. Ч. и хваджой Исламом Джуйбари, что привело к фактическому расколу накшбандии. Соответственно поляризовались их политические ориентации: Л. Ч. поддерживал тесный контакт с ташкентским правителем Барак-ханом (1552— 1555), противнику которого в борьбе за трон Мавараннахра ‘Абд Аллах-хану II (1583— 1598) всестороннюю поддержку оказывал Ислам Джуйбари. Победа ‘Абд Аллах-хана означала фактическое укрепление и географическое расширение влияния хваджи Ислама. Но это не объединило братство: последователи Л. Ч. продолжали действовать в окраинных районах Мавараннахра (Ташкент, Фергана, Хисар) вплоть до начала XX в.
Примечательны споры и столкновения Л. Ч. с ташкентскими и самаркандскими последователями Хусайна Хорезми (ум. в 1551 г. в Халабе/Алеппо во время хаджжа), с именем которого связано кратковременное возрождение деятельности братства кубравийа в Мавараннахре. В неоднократных публичных дискуссиях Л. Ч. обвинял членов кубравийа в рафидизме (шиизме) — Хусайн Хорезми принадлежал к шиитской ветви кубравийа. Особо острым было столкновение с членами кубравийа в Самарканде; в результате по приказу «мурида» Хусайна Хорезми, престолонаследника Султана Са‘ида (первое правление — 1552-1553, второе — 1555-1568), Л. Ч. был схвачен и после публичного обрития бороды изгнан из города. В ответ Л. Ч. стал побуждать своего покровителя Барак-хана захватить Самарканд, который тому удалось взять со второй попытки (конец 1553 г.). Столкновение с братством кубравийа, облеченное в форму конфессионального спора, в действительности было борьбой за зоны влияния и новых муридов. Развитие же конфликта придавало ему политическую окраску и служило предлогом к проявлению агрессивности между правящими ветвями Шайбанидов.
В биографиях Л. Ч. упоминаются лишь два небольших послания (рисала), написанных им в виде назиданий (танбих) своим ученикам. Из последователей Л. Ч. следует упомянуть муллу Фатх Аллаха ал-Бухари, который по пути в Макку/Мекку оставил учеников в Крыму и ар-Руме (Малой Азии). Он остался жить в Мекке, где основал кружок (да’ира) накшбандийа-дахбидийа, члены которого придерживались тихого (хафи) зикра.
Л. Ч. похоронен, по одним сведениям, в Чусте, по другим — в Хисаре (совр. Гиссар).
Лит-ра: ат-Ташканди. Манакиб; Мухаммад Рахим. Сирадж; Абу-л-Бака’. Джами‘, 3-10; Бартольд. Соч., 8, 378-379; Вяткин. Шейхи Джуйбари, 7-8; Семенов. Уникальный памятник; De Weese. Les Kubrawiya, 77-78, 81-83.
Б.М.Бабаджанов