Магак-и ‘аттари — древнейшая из сохранившихся мечетей Бухары (2-я половина XII в., реконструкция в 1-й половине XVI в.). Расположена на территории «Внешнего города» (Хисар-и бирун, с XVI в. — Хисар-и нау, «Новый город»), между шахристаном и каналом Шахр-и руд, на территории базаров, функционировавших с доисламского времени до 30-х гг. ХХ в. В IX ‒ начале XIII в. мечеть называлась Мах; в XVI в. — Магак («[мечеть] в яме»), или Магак-и ‘аттари («[мечеть] в яме [на базаре] пряностей/благовоний», с XVII в. известна как Магак-и кухна («Старый Магак»), чтобы не путать с мечетью Магак-и курпа («мечеть [в] яме [на базаре] одеял») с нижним полуподвальным этажом (1-я половина XVII в.). Мечеть служила в основном для ежедневных молений продавцов и покупателей базаров.
Согласно историческим сведениям, первая мечеть здесь была возведена на месте языческого храма и называлась Мах; по другой версии, огнепоклонник Мах, обратившийся в ислам, превратил свой дом в мечеть.
Археологические исследования показали, что в конце IХ — ХI в. на этом месте было два монументальных здания. Нижняя мечеть имела внешние кирпичные стены, кирпичный пол, плоское перекрытие на, вероятно, мощных деревянных балках, опиравшихся на резные деревянные колонны; снаружи декорирована фигурной кладкой из пилёного жжёного кирпича. Она сгорела во время большого пожара 325/937 г. и долгое время лежала в руинах. Мечеть, отстроенная над ними, была вся из жжёного кирпича с перекрытиями зала, опиравшимися на круглые колонны. В интерьере декорирована росписями, резьбой по глине и резным раскрашенным ганчем (орнаменты: эпиграфический — почерк куфи, геометрический и растительный). Со временем мечеть обветшала, и во 2-й половине XII в. на её месте было выстроено новое здание, меньшее по размерам, сохранившееся до наших дней.
Мечеть Магак-и ‘аттари. 1. План XII–XVI вв. 2. Современный план
Мечеть прямоугольна в плане, строительный материал — жжёный кирпич. Вытянута по оси восток — запад (19,4×15,5 м), обращена главным фасадом на юг. Вход, оформленный монументальным порталом, смещён к востоку, на его оси в северной стене располагался второстепенный вход. В интерьере перекрытие зала (17,4×14 м) опиралось на шесть круглых колонн, в западной стене — сводчатая михрабная ниша (85×55 см). Декорация сохранилась лишь на портале главного фасада мечети. Главный элемент его композиции — большая ниша, перекрытая полукуполом, акцентирующая вход в мечеть. Она оформлена стрельчатой аркой, поддерживаемой резными каменными колоннами. По её архивольту пропущена лента резной терракотовой надписи, выполненная почерком «цветущий» куфи, покрыта бирюзовой глазурью. На щековых стенах ниши сохранились фрагменты эпиграфики в технике резной неполивной терракоты. Фасадная часть пилонов портала оформлена в виде прямоугольных рам с вмонтированными в них сомкнутыми четвертными колоннами. В декоре портала применены разнообразные фигурные кладки из гладких и резных кирпичиков, рельефных гирихов, заполненных резным ганчем и терракотой, бордюры с резной терракотовой надписью. Археологическими исследованиями установлено, что во время капитального ремонта мечети во 2-й половине XIV в. её интерьер был декорирован расписной майоликой с позолотой, но уже в начале XV в. обрушилась верхняя часть портала.
Мечеть Магак-и ‘аттари. Разрез
Мечеть Магак-и ‘аттари. Декорация южного портала XII в.
В дальнейшем мечеть затягивалась культурным слоем, разрушалась и к 1-й половине XVI в. она так «погрузилась» в грунт, что ее якобы хотели снести, но этому воспрепятствовал Махдум-и А‘зам (1464–1542) — предводитель суфийского братства накшбандийа. Вероятно, по распоряжению ‘Абд ал-‘Азиз-хана Шайбанида (с 940/1533 г. правил Бухарой, с 947/1540 — всеузбекский хан; ум. в 957/1550 г.) мечеть была восстановлена по старому плану, но с новыми конструкциями перекрытий. Круглые колонны в интерьере были заменены квадратными, служившими опорой для одинарных и двойных куполов, михрабная ниша облицована мрамором. В барабанах двойных куполов устроили по восемь окон. Помимо этого три окна соорудили в северной и два — в южной стенах. В верхней части восточной стены пробили вход и пристроили небольшой вестибюль, соединённый с залом мечети лестницей, и невысокий портал. В его нише над входом в мечеть располагалась мозаичная строительная надпись с датой реконструкции — 948/1541-42 г. или 954/1547-48 г. (сохранился фрагмент надписи).
К началу ХХ в. мечеть была почти до кровли затянута землей, возвышались лишь полуразрушенные купола и часть портала XVI в., с улицы в мечеть спускались по лестницам.
В 30-х гг. ХХ в. производились значительные по объёму археологические исследования и реставрация мечети, во время которых была расчищена площадка перед древним южным фасадом и отреставрирован уникальный декор портала. В 70-х гг. археологические исследования были продолжены, мечеть была расчищена от культурных наслоений (с трёх сторон до уровня XII в., с востока — до уровня XVI в.) и отреставрирована.
Мечеть Магак-и ‘аттари во время реставрации. 30-е гг. XX в.
Согласно местному преданию, повествующему о событиях начала XVII в., до постройки первой синагоги, в этой мечети вместе с мусульманами молились бухарские евреи.
Лит-ра: Наршахи. История Бухары, 30–31, 84, 118; З.Л.Амитин-Шапиро. Предание о постройке первой синагоги в г. Бухаре // Сборник научного кружка при Восточном факультете САГУ (отд. оттиск). Вып. I. 1928, 3–8; В.А.Шишкин. Мечеть Магаки-аттари в Бухаре // Материалы по археологии Узбекистана. Таш., 1948, 3–21 (Труды ИИА; Т. 1); он же. Археологические работы в мечети Магоки-Аттари в Бухаре // Материалы по археологии Узбекистана. Таш., 1955, 29–60 (Труды ИИА; Т. 7); Переводы документов «Из архива шейхов Джуйбари» / Переводы заново просмотрены и подготовлены к изд. Ю.П.Верховским // П.П.Иванов. Хозяйство Джуйбарских шейхов. К истории феодального землевладения в Средней Азии в XVI–XVII вв. М.–Л., 1954, 250; Ш.С.Камалиддинов. «Китаб ал-ансаб» Абу Са‘да ‘Абдалкарима ибн Мухаммада ас-Сам‘ани как источник по истории и истории культуры Средней Азии. Таш., 1993, 60; [Е.Некрасова. Статья] // P.Chuvin, G.Beguin. Les arts de l’Аsie Centrale. Paris, 1999, 553.
Сведения о роли Махдум-и А‘зама в сохранении мечети — Б.Бабаджанов. Использованы неопубликованные исследования В.М.Филимонова, М.С.Мерщиева, Е.Г.Некрасовой.
Е.Г.Некрасова