Магтым мээззем — «святое» место в низовьях Сумбара у селения Магтым-Кала Гаррыгалинского этрапа (района) Туркменистана. Связано с захоронением одного из известных средневековых суфиев, считающегося главой и патроном-покровителем гыллы магтымов— основной ветви магтымов, входящих в число овляд (араб. аулад — «дети», «потомки»), так называемых святых групп у туркмен.
Святилище представляет собой купольный мавзолей — памятник архитектуры, подлежащий, согласно укрепленной на нем еще в 60-е гг. XX в. табличке, охране государством. Внутри святилища— несколько надгробий (самого «святого» и его близких родственников), на которых паломники оставляют приношения — деньги и сладости. К шесту, стоящему в изголовье надгробия «святого», привязаны вотивные тряпочки. Стены на высоту до двух метров покрыты сделанными паломниками надписями арабской вязью и процарапанными по алебастру рисунками. На рисунках — сцены охоты на горных архаров, всадники с длинными копьями и саблями, доска для туркменской народной игры дюззюм и другие сюжеты. По атрибутике и датировкам соседствующих надписей рисунки можно отнести к XVIII— XIX вв. Надписи (несколько десятков) XVII- XIX вв. — на персидском языке, кроме двух на арабском и одной, поздней, на туркменском, религиозного содержания, большинство в форме суфийских четверостиший (руба‘и). Почти во всех из них прославляется ‘Али, сравниваемый со львом (Йа шир, йа ‘Али — «О лев, о ‘Али!»). Все это свидетельствует об ираноязычном контингенте паломников в течение длительного времени и их приверженности скорее всего шиизму. Подобные настенные надписи в Туркменистане — уникальное явление.
Данные о М. м. в исторических источниках отсутствуют. Подлинное имя «святого» неизвестно, магтым мээззем (в устной передаче) или махдум-и а‘зам (в тексте рукописных родословных, седжере) — почетное прозвище «Великий господин». Согласно легендам и родословным магтымов, М. м. был видным суфием и одновременно правителем области (вилайа), родом из Гургана (Джурджана) — граничащей с Туркменистаном прикаспийской провинции Ирана. После десяти лет справедливого правления в 1494-95 г. М. м. отошел в мир иной, тогда шайхи и их муриды, положив тело этого благословенного человека (мюберек, араб. мубарак) на белую верблюдицу (признак почета), отправились в путь. Среди сопровождавших траурную процессию, согласно родословным, были ‘Исакули-сопы и Сейиткули- сопы — очевидно, наиболее близкие ученики и последователи «святого», выходцы из туркменского племени ягмур (эймюр, позднее емрели), кочевавшего в позднее средневековье в Южном и Юго-Западном Туркменистане. Упоминание о ягмурах, возможно, объясняет, почему «святой» был захоронен на территории, где значительную часть населения составляли туркмены (по легенде — там, где остановилась верблюдица): для суфийской пропаганды туркменская скотоводческая среда оказалась особенно благоприятной. Над местом погребения под руководством двух приглашенных из Исфахана мастеров строители, собранные некими Рахман- кули-солтаном, Темирбегом-юзбаши и упомянутыми ‘Исакули и Сейиткули, к 1507-08 г. возвели мавзолей, ставший популярным «святым» местом.
Паломники к святилищу М. м. — жители близлежащих селений среднего Сумбара: Магтым-Кала, Юван-Кала, Арапджик, Арап-хана, Узын-Токай и т.д. Бывают здесь и приезжающие в гости к родственникам бывшие односельчане, живущие ныне в разных уголках Туркменистана.
Лит-ра: С.М. Демидов. Магтымы (Историко-этнографический этюд)//Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975, 171— 173; он же. Туркменские овляды, 123-125; он же. Суфизм, 79-81.
С.М.Демидов