Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        Магтым мээззем

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 30 мая, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья
        • 2.
          Литература
        • 3.
          Автор

        Магтым мээззем — «святое» место в низовьях Сумбара у селения Магтым-Кала Гаррыгалинского этрапа (района) Туркменистана. Связано с захоронением одного из известных средневековых суфиев, считающегося главой и патроном-покровителем гыллы магтымов— основной ветви магтымов, входящих в число овляд (араб. аулад — «дети», «потомки»), так называемых святых групп у туркмен.

        Святилище представляет собой купольный мавзолей — памятник архитектуры, подлежащий, согласно укрепленной на нем еще в 60-е гг. XX в. табличке, охране государством. Внутри святилища— несколько надгробий (самого «святого» и его близких родственников), на которых паломники оставляют приношения — деньги и сладости. К шесту, стоящему в изголовье надгробия «святого», привязаны вотивные тряпочки. Стены на высоту до двух метров покрыты сделанными паломниками надписями арабской вязью и процарапанными по алебастру рисунками. На рисунках — сцены охоты на горных архаров, всадники с длинными копьями и саблями, доска для туркменской народной игры дюззюм и другие сюжеты. По атрибутике и датировкам соседствующих надписей рисунки можно отнести к XVIII— XIX вв. Надписи (несколько десятков) XVII- XIX вв. — на персидском языке, кроме двух на арабском и одной, поздней, на туркменском, религиозного содержания, большинство в форме суфийских четверостиший (руба‘и). Почти во всех из них прославляется ‘Али, сравниваемый со львом (Йа шир, йа ‘Али — «О лев, о ‘Али!»). Все это свидетельствует об ираноязычном контингенте паломников в течение длительного времени и их приверженности скорее всего шиизму. Подобные настенные надписи в Туркменистане — уникальное явление.

        Данные о М. м. в исторических источниках отсутствуют. Подлинное имя «святого» неизвестно, магтым мээззем (в устной передаче) или махдум-и а‘зам (в тексте рукописных родословных, седжере) — почетное прозвище «Великий господин». Согласно легендам и родословным магтымов, М. м. был видным суфием и одновременно правителем области (вилайа), родом из Гургана (Джурджана) — граничащей с Туркменистаном прикаспийской провинции Ирана. После десяти лет справедливого правления в 1494-95 г. М. м. отошел в мир иной, тогда шайхи и их муриды, положив тело этого благословенного человека (мюберек, араб. мубарак) на белую верблюдицу (признак почета), отправились в путь. Среди сопровождавших траурную процессию, согласно родословным, были ‘Исакули-сопы и Сейиткули- сопы — очевидно, наиболее близкие ученики и последователи «святого», выходцы из туркменского племени ягмур (эймюр, позднее емрели), кочевавшего в позднее средневековье в Южном и Юго-Западном Туркменистане. Упоминание о ягмурах, возможно, объясняет, почему «святой» был захоронен на территории, где значительную часть населения составляли туркмены (по легенде — там, где остановилась верблюдица): для суфийской пропаганды туркменская скотоводческая среда оказалась особенно благоприятной. Над местом погребения под руководством двух приглашенных из Исфахана мастеров строители, собранные некими Рахман- кули-солтаном, Темирбегом-юзбаши и упомянутыми ‘Исакули и Сейиткули, к 1507-08 г. возвели мавзолей, ставший популярным «святым» местом.

        Паломники к святилищу М. м. — жители близлежащих селений среднего Сумбара: Магтым-Кала, Юван-Кала, Арапджик, Арап-хана, Узын-Токай и т.д. Бывают здесь и приезжающие в гости к родственникам бывшие односельчане, живущие ныне в разных уголках Туркменистана.

        Лит-ра: С.М. Демидов. Магтымы (Историко-этнографический этюд)//Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975, 171— 173; он же. Туркменские овляды, 123-125; он же. Суфизм, 79-81.

        С.М.Демидов

        Категории:
        Архитектурные памятникиИслам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        Теги:
        мавзолейсвятилищеСуфизмТуркменистан
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        ГЕММЫ МУДРОСТИ
        • 28 апреля, 2025
        Баба, титул
        • 24 декабря, 2024
        НАУРУ́З
        • 19 марта, 2024
        ХУСАЙНИЙА (2)
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 19 октября, 2022