МАДЖЛИС (мн. ч. маджāлис) — место сидения; сиденье, седалище, в предметном значении; место заседания, собрания; помещение для занятий (в мечети, мадраса и т. п.); аудитория; урок, лекция; запись урока, лекции; прием, аудиенция; приемный зал; заседание, собрание, встреча, компания. В Турции и Иране нового времени М. стал означать представительное учреждение (парламент, палата, совет); в таком же значении употребляется в ряде арабских и мусульманских стран и в настоящее время.
Слово М. лишено религиозной или сакральной специфики, его широкое употребление в текстах отражает черты быта, культуры и общественной жизни мусульман. М. ученого и преподавателя — проводимые им занятия, лекции, а также их записи и аудитория. М. правителя (халифа, султана, эмира) — его публичный выход, официальный прием или его интимное собрание для бесед и развлечений, куда допускались лишь особо приближенные и приглашенные лица (при дворе аббасидских халифов середины IX в. они назывались нудами’ или джуласа’ и унаса’—«сотрапезники», «собеседники»); подобные М. устраивали также многие представители знати. М. судьи—акт публичного судопроизводства с участием истца и ответчика, свидетелей, прочих присутствующих.
Такие М. становились порой упорядоченными и регулярными. У исма‘илитов X—XII вв. (при Фатимидах в Египте) М. употреблялся, очевидно, как термин равнозначный, но противопоставленный хутбе суннитов: дважды в неделю устраивались М., на которых верховный проповедник (да‘и ад-ду‘ат) наставлял собравшихся в вере по заранее подготовленному, иногда утвержденному халифом тексту. Отмечено особое употребление слова М. у шиитов в значении «траурные собрания», на которых поминали имама ал-Хусайна, трагически погибшего у Кербелы, выступали декламаторы, певцы и музыканты.
Лит-ра: Makaisi. Rise. 10—12; Ed., W. Madelung, M. Rahman: Madjlis.—EI, NE, 5, 1031 — 1033.
А.Б.Халидов