Макбара (араб. «кладбище», от кабр — могила; синоним перс. гуристан, от гур — могила) — место захоронения, намогильная постройка, усыпальница, мавзолей. До принятия ислама основная часть населения Средней Азии исповедовала зороастризм, который категорически запрещал погребение человека в землю, дабы тело не оскверняло ее. Не допускалось и трупосожжение: огонь и воздух, как вода и земля, считались священными.
Погребальный обряд совершался поэтапно, и для каждого этапа предназначались особые постройки. Сначала труп оставляли в погребальном сооружении (авест. ката) на временное хранение, если по какой-либо причине нельзя было сразу перенести его на специальную погребальную постройку (авест. дахма), где обнаженным его выставляли на растерзание птицам и хищникам. Кости оставались на дахме год, после чего они становились чистыми, их собирали и помещали в астодан — костехранилище.
В настоящее время в ходе археологических исследований на территории Средней Азии обнаружены остатки вышеупомянутых погребальных построек. Существовали наземные дахмы-астоданы: однокамерные семейные и многокамерные родовые. Они построены из крупных сырцовых блоков и кирпича, имеют квадратную, прямоугольную или крестообразную планировку со сводчатым, плоским или купольным перекрытием. В них наблюдаются два способа захоронения: а) трупоположение на спине— покойников клали на пол дахмы-астодана, там же в керамической посуде оставляли пищу, воду и различные украшения, монеты; б) предварительно очищенные кости покойника помещали в керамические, каменные или алебастровые гробики с крышкой и оставляли на полу астодана вместе с глиняной посудой, украшениями и монетами. Сооружались и полуподземные кирпичные ящики для одиночных захоронений. Они состояли из углубленных в грунт на 25-45 см могильных ям шириной 80 см, длиной в человеческий рост, с плоским двускатным или выпуклым перекрытием. Способ захоронения в них: трупоположение на спине с погребальным инвентарем. Кирпичные ящики служили, видимо, дахмами-астоданами.
С середины VIII в. в погребальном обряде народов Средней Азии происходят коренные изменения, связанные с внедрением ислама в их повседневную жизнь. Можно выделить три этапа в переходе от зороастрийского погребального обряда к мусульманскому. На первом этапе (середина VIII — начало IX в.) еще практиковали выставление покойника на дахму, вместе с тем уже прослеживаются признаки мусульманского погребального обряда: захоронение человеческих костей в землю, отсутствие погребального инвентаря, помещение гробиков с человеческими костями в землю или в могилу с боковой нишей для покойника (араб. лахд) и с ориентацией его в сторону Макки/Мекки (кибла). На втором этапе (начало IX — начало XIV в.) вместо захоронения человеческих костей в гробиках и без них распространяется обряд погребения в кирпичных ящиках. Конструкция ящиков и способ захоронения (трупоположение на спине) остаются зороастрийскими, однако хоронят уже без погребального инвентаря и укладывают покойника головой к Мекке. Захоронения такого типа обнаружены на всех городских и сельских кладбищах Средней Азии. С начала XIV в. мусульманский погребальный обряд постепенно вытесняет захоронения в кирпичных ящиках и занимает господствующее положение: покойников хоронят в землю, могила— не глубже человеческого роста и в одной из боковых стен могильной ямы, на уровне ее дна — ниша для покойника; могила женщины— глубже могилы мужчины, поскольку женщина считается более грешной. Тело мужчины в могилу может укладывать любой человек, тело же женщины— только дядя по матери, который считается ближе отца, братьев и мужа. Хоронят умершего в саване (араб. кафан) помещая его в нишу головой к Мекке. В похоронах не разрешается участвовать матери покойного и женщинам вообще. Соблюдаются 3-й, 40-й день и годовщина смерти для поминовения усопшего. Траур длится год, в течение которого женщины носят траурную одежду (черного или синего цвета) и воздерживаются от благовоний. Завершение траура отмечается большим угощением (тадж. оии-и сол, азобаророн).
Несмотря на запрет, установленный пророком Мухаммадом, возводить на могилах какие-либо сооружения, на практике продолжали сооружать наземные погребальные постройки. Они известны как М. или сагана. В Иране и Средней Азии эти термины употребляются в значении «усыпальница», «мавзолей». М. сооружались над могилами правителей (например, Саманидов, Тимуридов), известных религиозных авторитетов (ал-Хакима ат-Тирмизи, Ахмада ал-Йасави) и «святых» (Араб-Ата в селении Тим, Узбекистан, XI в., Шах-и Зинда в Самарканде, XIV в.). Это исключительно наземные постройки, возведенные из жженого или сырцового кирпича. Самая ранняя М. в Средней Азии, сохранившаяся до наших дней, — М. Саманидов в Бухаре IХ-X вв.), самая поздняя — М. Рудаки в Пенджикентском районе (1958 г.). Некоторые среднеазиатские М. сохранили зороастрийское название дахма (например, Дахма-йи Шахан в Коканде, XIX в.). Среднеазиатские М. по своему назначению делятся на две группы: 1) места паломничества, обычно это могилы «святых» (Шах-и Зинда в Самарканде), почитаемых мусульманских ученых (ал-Хакима ат-Тирмизи в Тирмизе/Термезе, XI-XII вв.) или религиозно-политических деятелей (Мухаммада Башоро в Пенджикентском районе, XIV в.) — в этой функции М. соответствует мазару 2) семейные усыпальницы местных правителей, являющиеся не только местом поклонения, но и историко-культурной достопримечательностью (М.Саманидов, М.Гур-и Мир в Самарканде, XV в.). По своей планировке М. бывают квадратными, прямоугольными или крестообразными, перекрытия в них — плоские, сводчатые или купольные, что идентично среднеазиатским дахмам-астоданам доисламского времени. Различия между ними — в погребальном обряде. В М. погребения совершены по мусульманскому обряду: покойники погребены в землю, каждая могила имеет свою намогильную плиту, на которой указаны имя усопшего, год его рождения и смерти (например, Гур-и Мир), а также выбита небольшая эпитафия.
В отличие от М. сагана — не только наземная, но и полуподземная погребальная постройка из жженого кирпича. Происхождение этого термина неизвестно. Современное словарное толкование С. — могильное сооружение из камня и жженого кирпича, «мавзолей». Возможно, название С. происходит от арабского слова сакина («жилище»; корневое значение— «он стал неподвижным»; «успокоился»). Есть основания полагать, что С. — в основном семейные захоронения знатных родов (саййидов, ишанов, исма‘илитов). Так, судя по этнографическим данным, «избранные» семьи исма‘илитов на Памире хоронили своих покойников в С. Семейным характером С. объясняется, видимо, тот факт, что они не служили местом паломничества.
Согласно археологическим исследованиям, самая ранняя С. относится к X-XI вв. (Кафирниганский район, Таджикистан), самая поздняя — к середине XX в. (Аштский район, Таджикистан). По своему устройству и планировке С., как и М., идентичны доисламским дахмам и астоданам. Различие между С. и М. — в способе погребения: в С. покойники погребены не в могилу, а уложены на полу, завернутые в саван, головой к Мекке.
Лит-ра: Иностранцев. О погребальных обычаях, 95-121; Рахимов. Обычаи, 107—130; Бойс. Зороастрийцы, 253-263; Абдуллоев. Пережитки, 69-80; Хисматулин, Крюкова. Похоронный обряд, 89-98, 207-229.
Д.Абдуллаев