МАЛАКӮТ — высшая божественная власть, высший мир идей и решений Аллаха, его божественных тайн (асрар). В Коране термин М., имеющий арамейское происхождение, употребляется в значении высшая власть Аллаха, иерархически противопоставляемая обычной, «земной» власти — мулк (6:75; 7:185/184; 23:88/90; 36:83). С М. обычно связано и представление о джабарут (божественном могуществе), тоже одном из «высших» миров, точнее — одной из сфер «высшего» мира, находящегося в непосредственной близости к Аллаху. М. и джабарут непостижимы для человеческих чувств, но предметно отражены в «низшем», материальном мире. Они обладают совершенством и постоянством, не свойственными дольнему миру, и содержат в себе знания о настоящей и будущей жизни. ‘Алам ал-М. (мир М.) и собственно М. часто употребляются как синонимы. Джабарут обычно занимает промежуточное положение между М. и мулк и служит посредником для реализации идей М. в последнем.
Сложение в исламе представлений об иерархии дольнего и высшего миров происходило под влиянием платоновских и неоплатоновских философских систем. Термины М., джабарут и мулк стали использовать для обозначения частей плотиновской триады: Разум — Душа — материальная вселенная. У ал-Фараби, Абу Талиба ал-Макки и Ибн Сины эти слова употреблялись наряду с многочисленными синонимами: М. соответствовал Перворазуму (ал-‘акл ал-аввал), Святому духу (рух ал-кудус); джабарут — Всеобщей или Мировой душе (ан-нафс ал-куллийа), Божественному повелению (ал-амр) и т. д. У этих и других авторов М. становился иногда синонимом джабарут и наоборот; четкого терминологического значения за ними не закрепилось.
Наиболее стройную картину соотношения миров дал ал-Газали. Он делил бытие на три уровня: М.— мир идеальных сущностей-архетипов (джавахир, ма‘ани), джабарут—мир духовных и полудуховных сущностей и сил и мулк — предметный мир, постигаемый с помощью чувственных восприятий. Основой подобного деления служили представление о параллелизме строения вселенной и организма человека (разум — М., душа— джабарут, тело — мулк), с одной стороны, и платоновская теория вечных идей, воплощающихся в образах материального мира, — с другой. Истинное познание для ал-Газали (в этом он разделял точку зрения суфиев) — постижение «гностиком» (‘ариф) тайн высших миров путем божественного откровения (мукашафа). Триаду миров у ал-Газали можно рассматривать также и как попытку изобразить иерархию «эманаций» (файд) неоплатоновского Единого.
Однако и ал-Газали отходит от принятой схемы и помещает джабарут как мир высших ангелов (праидей) и как местопребывание «хранимой скрижали» (ал-лаух ал-махфуз) над М.— областью низших ангелов и духов. Такое же непостоянство и взаимозаменяемость терминов М., джабарут и мулк можно встретить и у суфийских авторов.
В отличие от ал-Газали, Шайх ал-ишрак ac-Сухраварди не оговаривал особо отношений между М. и джабарут; для него они были, no-видимому, равноправными аспектами одной реальности, соответственно областью «световых сущностей» (зават нуранийа) — М. и всеобъемлющей божественной волей — джабарут.
Ибн ‘Араби, как и другие суфийские философы, часто пользовался терминами М. и джабарут, причем в отдельных случаях он ставил джабарут как область явления божественной сущности в виде имен и атрибутов выше М. В его учении о «единстве бытия» (вахдат ал-вуджуд) этими терминами обозначались разные стадии манифестации божественной Реальности, называемые также «присутствиями» (хадарат) или кораническими терминами калам, лаух, ‘арш и др. Большую роль в учении Ибн ‘Араби играл «промежуточный» мир (ал-барзах, ‘алам ал-мисал), соответствовавший джабарут у ал-Газали. «Промежуточный» мир у Ибн ‘Араби наделялся свойствами двух противоположных сторон единой Реальности— одновременно трансцендентной и материальной. На «микрокосмическом» уровне «промежуточным» миром является человек. Будучи носителем двух начал — божественного (идеального) и человеческого (материального) (см. лахут/насут), он, согласно Ибн ‘Араби, оказывался наиболее полным и совершенным воплощением атрибутов этой Реальности, «малым» миром, в котором она созерцает себя, как в зеркале.
Термины М., джабарут и мулк часто встречаются в средневековых комментариях к Корану, в богословских сочинениях суннитов, шиитов, суфиев. Несмотря на различия в их употреблении, их основной смысл, как правило, оставался неизменным.
Лит-ра: Китаб мишкат ал-анвар ли-л-имам худжжат ал-ислам ал-Газали. Миср, 1322 г. х., 28—29; ал-Газали. Воскрешение, 298—303; ас-Сухраварди. Маджму‘а, 1, 453; ал-Кашани. Истилахат, 106; ал-Джурджани. Ат-Та‘рифат, 156—157; Ибн ‘Араби. Фусус, 1, 213—214; Speyer. Erzählungen, 166; Wensinck. On the relation; Paret. Kommentar, 144—145; Gramlich. Derwischorden, 2, 34—43; L.Gardet. ‘Alam.—EI, NE, 1, 360—362.
А.Д.Кныш