МАУЛА̄ВӢЙА (тур. мевлеви, мевлевийа) — суфийское братство, формально основано ок. 1240 г. Джалал ад-дином Руми в Конье (Малая Азия). Образованное выходцами из Хорасана и связанное с хорасанской школой мистицизма, М. вскоре стало сугубо турецким региональным братством и заимствовало ряд черт багдадской школы. М. — суннитское по своим воззрениям, но возводит свою духовную силсила к ‘Али б. Аби Талибу. Название братства происходит от маулави — так последователи и ученики Руми (Маулана) называли себя. В XIV в. в Конье это братство называли джалалийа. М. традиционно входило в число 12 материнских братств, хотя, оставаясь строго централизованным, не породило сколько-нибудь самостоятельной ветви.
Первоначально основу братства составляли мелкое купечество, базарный люд, ремесленники, торговцы и т. д. — «необразованные и занятые ремеслом»; постепенно социальное лицо М. изменилось и оно превратилось в братство, рекрутировавшее своих членов из элитарных и образованных кругов общества; большинство османских султанов были связаны с М.
Первым формальным главой М. стал (ок. 1264 г.) со званием шайх и халифа Хусам ад-дин Хасан Челеби (ум. в 1284 г.). Его преемником стал сын Руми, Султан-Велед (1226—1312), которого следует считать фактическим создателем братства. Начиная с него руководство М. стало наследственным — главным образом по линии его старшего сына Улу ‘Арифа Челеби (1272—1320). При первых османских султанах (конец XIV в.) М. получило широкую известность и популярность, распространившись по Малой Азии. В Стамбуле первая текке М. была построена в 1492 г. Вслед за османской экспансией обители М. появились в арабском мире (Каир, Дамаск, Багдад, Иерусалим). В Иерусалиме обитель (завийа) была построена в 1586 г. и функционировала до конца XIX в. Текке М. были основаны в Азербайджане, но распространения в Иране М. не получило. Особенно активно братство действовало в собственно Турции вплоть до 4 сентября 1925 г., когда было распущено декретом Кемаля Ататюрка, а все его земли, недвижимость и авуары были конфискованы.
Центральная обитель М. находилась в Конье при мазаре Джалал ад-дина Руми и служила резиденцией руководителя братства, которого называли мулла Хункар (от перс. худавандгар — господин) или Челеби-эфенди. М. сохранило структуру четко организованного братства до последних дней своего существования. Согласно силсила М., руководителей братства было 30, из которых 29 были представителями рода Руми по линии Султан-Веледа. Последний — шайх Баха’ ад-дин (Бурхан ад-дин) Мухаммад-Велед Челеби-эфенди.
В основе мировоззрения М. лежат эклектические идеи «третьего пути» Джалал ад-дина Руми, а также полная уверенность в том, что основатель и святой-покровитель братства является личностью, на которой отразился предвечный свет тайного знания Пророка. В М. придают исключительное значение (в отличие от других братств) слушанию музыки, пению и танцам во время мистических радений (сама‘, хадра) и коллективного зикра. Члены М. считали, что частица Абсолютной души, заложенная в добытии в человеческом сердце, просветляется и очищается лучше всего во время танца под воздействием музыки — следовательно, стремится к слиянию со своей первоосновой, а также что музыка полнее — всего помогает раскрыться любви к богу. Торжественный танцевальный ритуал (каждую неделю по пятницам) во время коллективного зикра, благодаря которому М. стало известно в Европе как «братство вертящихся дарвишей», был канонизирован при Пир ‘Адиле IV Челеби — (ум. в 1461 г.)—10-м главе М. Впоследствии этот обряд превратился в театрализованное представление, на которое допускались посторонние, включая иноверцев. Обычно танцевали под аккомпанемент флейты с семью отверстиями (най-йи хафтбанд) и малого барабана или тамбурина; мелодии могли варьироваться, но рисунок танца оставался неизменным.
Иерархия членов братства М.:
- Мурид — принятый временно в братство для прохождения 1000-дневного срока новитата, состоящего из 25 сорокадневий (арба‘ин): в течение первого он работает на конюшне, второго — на чистке отхожих мест, третьего — на мытье посуды и т. д.
- Дарвиш-мурид, принятый на 1001-й день новитата в члены братства. Он живет при текке, отлучаясь на время работы. Женатым дозволяется жить со своими семьями, но два раза в неделю (особенно перед пятничным сама‘) они обязаны ночевать в обители. В центральной текке женатым не разрешалось ночевать. Членам братства категорически запрещалось нищенствовать. Они были обязаны добывать хлеб насущный собственным трудом (если текке не обеспечивала их пропитанием), помогая при этом друг другу.
- Челеби — руководитель местной или региональной текке, назначавшийся или утверждавшийся только главой М. Если в обители число муридов и дарвишей-муридов превышало обычное 30—40 чел., ее руководитель имел заместителя — на’иб (или халифа), а также эконома (хазаначи) и начальника кухни (ашчибаши).
Обряд приема мурида в дарвиши обставлялся весьма торжественно и проходил на общем собрании всех дарвишей. При приеме неофит вкушал общую пищу из котла, исполнял обряд ритуального омовения и давал обет, после чего челеби надевал ему на голову колпак М. и шептал сокровенный смысл и формулу тайного зикра М. (талкин-и зикр-и хафи). Член братства обычно носил тадж — высокий конусообразный цельнокатанный из войлока белого или бурого цвета колпак (руководители обителей наматывали вокруг него чалму), белую длинную, до пят, рубаху без рукавов (танура), жилетку с короткими рукавами (гулдаста, джалига), широкий пояс (алиф-лам-ла) и широкую черную накидку (джубба) либо хирку. В руках у них обычно были четки из 99 зерен с двумя овальными разделителями.
Со времен Руми главным праздником М. считался Новый год. По пятницам в обителях устраивали коллективный зикр и радение (сама‘) в честь Пророка или патрона братства, называвшийся айин-и шариф.
https://islamology.ru/content/%d1%82%cc%a3%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%ba%cc%a3%d0%b0/
Лит-ра: Афлаки. Манакиб, 91б, 445б—470а; Djami. Nafahat 540—544, 647; Фарузанфар. Рисала, 184—190, табл.; Петрушевский. Ислам, 344; Brown. Darwishes, 250—264, Index; de Yong. Sufi Orders, 170—171; Schimmel. Dimensions, 315, 324—325; Trimingham. Orders, Index; Popovič. Orders; H. Ritter—A. Bausani. Ğalal al-Din Rumi.—EI, NE, 2, 396.
О.Ф.Акимушкин