Махкама шар‘ийа (реже диван шар‘ий: араб. калька с рус. «шари‘атский суд», «шари‘атская канцелярия», сокр. «шарсуд») — судебная инстанция, учрежденная в послереволюционной России для мусульман Северного Кавказа. Основным источником права для шариатских судов признавались нормы шари‘ата. На западе региона М. ш. следовали ханафитскому толку фикха, на востоке— шафи‘итскому (среди мусульман-суннитов) и джа‘фаритскому (среди мусульман-шиитов).
Восстановление шари‘ата в полном объеме было одним из главных лозунгов революции 1917 г. на Северном Кавказе. Решение о создании первых М. ш. приняли I Съезд представителей горских племен Кавказа во Владикавказе в мае 1917 г. и I Съезд народов Терека в Моздоке в январе 1918 г. Городские суды открылись во Владикавказе, Грозном, Нальчике, Темир-Хан-Шуре и других крупных городах, сельские суды — в отдельных селениях в горах, предгорьях и на равнине. К ним перешли функции так называемых словесных, горских и народных судов, которые до революции разбирали уголовные и отчасти поземельные дела согласно местному обычному праву (‘адат), а гражданско-семейные и наследственные споры — по шари‘ату.
В годы гражданской войны эти суды были преобразованы в военно-шари‘атские суды, игравшие роль военно-полевых трибуналов. «Положение о военно-шари‘атском суде» утверждено в январе 1919 г. Советом министров Горской республики. Эти суды продолжали работать при сменявших друг друга военных режимах: турецких оккупационных властях, под властью полковника Л.Ф.Бичерахова и Добровольческой армии генерала А.И.Деникина. Независимо от них с сентября 1919 по март 1920 г. в чеченском селении Ведено, дагестанских селениях Анди, Ботлих и некоторых других действовали М. ш. Северо-Кавказского эмирата накшбандийского шайха Узун-хаджжи. На территориях, контролируемых большевиками, в 1919-1920 гг. работали революционно-шариатские суды. М. ш. использовались для расправы над политическими врагами. Так, в июле 1919 г. главный военно-шари‘атский суд Темир-Хан-Шуры приговорил к смертной казни У.Буйнакского и других советских работников Дагестана, арестованных деникинцами. В свою очередь, в марте 1920 г. при большевиках члены этого суда были расстреляны по приговору Темир-Хан-Шуринского революционно-шари‘атского суда.
После окончания гражданской войны в каждой советской автономии была создана своя иерархия шари‘атских судов. Основные принципы их деятельности закрепили «Положение о шари‘атских судах» Дагестанского Ревкома и ЦИК ДАССР от июня 1920 и июля 1922 гг., постановление «О введении шариатского судопроизводства» в Горской АССР от апреля 1921 г., законы о шариатских судах, разработанные в Адыгейской, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Северо-Осетинской, Чеченской и Ингушской автономных областях (АО), на которые распались Горская АССР и Кубано-Черно- морская республика.
В Дагестанской АССР организация шариатского правосудия была трехступенчатой. Ее низовой уровень составляли сельские и городские суды — «шари‘атские тройки» из двух членов и председателя (дибира). Они рассматривали иски о разделе имущества размером до 300 руб. (в ценах 1922 г.), гражданские и наследственные споры на сумму до 100 руб., мелкие уголовные и поземельные дела. Апелляции на их решения подавались в окружные суды (араб. махаким/дававин ан-нахийа) в составе «шариатской тройки», писца и рассыльного. Эти же суды рассматривали гражданские и наследственные споры, дела о разделе имущества на сумму до 1 тыс. руб., поземельные тяжбы между селениями, убийства и другие тяжкие преступления. Кассационной инстанцией для М. ш. всех уровней были Шариатский подотдел и следственные комиссии при НКЮ ДАССР.
В Горской АССР и образовавшихся из нее автономиях система шариатского правосудия была иной. Основным его звеном были не сельские и городские суды, а окружные «шари‘атские тройки» во главе с кади (эфенди). Они разбирали гражданские и наследственные споры на сумму до 200 руб., кражи размером до 50 руб., другие мелкие уголовные правонарушения, а также составляли «списки порочных лиц», т.е. преступников-рецидивистов, подлежавших административной высылке за пределы региона или заключению в концентрационный лагерь. Наиболее широкими полномочиями шариатские суды обладали в Чечне и Ингушетии, где их решения могли быть обжалованы только в Верховном суде РСФСР, которому был поручен надзор за деятельностью М. ш. В Кабардино-Балкарии и Адыгее кассационной инстанцией для М. ш. был местный НКЮ. Наконец, в Кубано-Черноморской республике вместо М. ш. была учреждена должность кади в составе местных народных судов. Шариатские суды ежегодно разбирали от 30-50 (на Северо-Западном Кавказе) до 70-80% (в Дагестане и Чечне) всех судебных дел.
В 10-20-е гг. в работе М. ш. участвовали известные на Северном Кавказе факихи, в том числе шафи‘итские правоведы ‘Али-хаджжи ал-Акуши, Узун-хаджжи ас-Салти, Наджм ад-дин ал-Гоцоби (Наджмутдин Гоцинский), шафи‘итские кади ‘Али Каяев, Абу Суфйан Акаев, ханафитский шайх Мухаммад Боташев (Шакай-улу), ханафитские кади ‘Али Абуков, Исма‘ил Акбаев (Чокуна- эфенди) Салих-хаджжи Басрабиев и др. В составленных ими в это время письмах- фатвах широко использовались принципы иджтихада и характерного для Северного Кавказа правового плюрализма. Наряду с мусульманским правом М. ш. применяли нормы ‘адата, и советского уголовного законодательства (примирение-маслихат, административная высылка кровника-канлы, штрафы и заключение в лагерь на срок до трех лет и проч.).
Если в начале 20-х гг. советская власть пыталась привлечь на свою сторону мусульманское большинство населения Северного Кавказа, признав шари‘ат «правомочным обычным правом» (И.В.Сталин), то накануне коллективизации окрепшее Советское государство решило уничтожить шари‘атское судопроизводство. В Горской АССР М. ш. несколько раз то запрещали, то вновь открывали, пока окончательно не ликвидировали в августе-декабре 1922 г. (на территории современной Северной Осетии с мусульманским меньшинством). В остальных автономиях в 1922-1924 гг. их сняли с государственного обеспечения и перевели на содержание мусульманских общин, желавших судиться по шари‘ату. Тяжкие уголовные правонарушения, поземельные тяжбы, дела по опеке над вдовами и сиротами, а также иски, в которых одна из сторон отказывалась обращаться в шарсуд, передавались в земельные комиссии, сельские словесные и народные суды. В январе 1925 г. М. ш. были отменены в Адыгее и Кабардино-Балкарии, в январе 1926 г. — в Ингушетии и Чечне, а в апреле-октябре 1927 г.— в Дагестане. В 1928 г. в УК РСФСР была введена X глава «О преступлениях, составляющих пережитки родового быта». По ее ст. 203-204 уличенные в участии в М. ш. на год ссылались в концентрационный лагерь.
Насильственное объединение крестьян- мусульман в колхозы и гонения на М. ш. вызвали волну долго не прекращавшихся крестьянских волнений. Крупнейшие из них: движения 1928-1929 гг. в Кабарде (Баксанское и Верхнекурповское «дела»), восстания 1930 г. в Большом Карачае, Дагестане и Северном Азербайджане (Дидойский и Хновский мятежи, «дело» шайха Штульского), бунты горцев Чечено-Ингушетии и Северного Дагестана в 1934-1936 и 1940-1942 гг. Одним из главных требований восставших было восстановление шариатских судов. Восстания были жестоко подавлены Красной армией при поддержке отрядов НКВД и Частей особого назначения (ЧОН). В 1944 г. чеченцы, ингуши, карачаевцы и балкарцы были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан. Однако, несмотря на репрессии в 30-50-х гг., во многих сельских районах Северного Кавказа и даже в среднеазиатской ссылке шариатские суды продолжали тайно действовать.
После распада СССР на волне движения за мусульманское возрождение началось восстановление шариатских судов. Несколько десятков их учреждено в сельских и городских мусульманских общинах Дагестана и Чечни. В 1996 г. из УК РФ были изъяты ст. 212 и 235, приравнивавшие применение норм шари‘ата к тяжкому преступлению, однако шариатские суды так и не были признаны в РФ. Их узаконили только в Чеченской Республике Ичкерия, где в 1996 г. ре- цепирован уголовный кодекс Судана, в целом основанный на нормах шари‘ата, и в Ингушетии, где в декабре 1997 г. был принят отмененный позднее закон о мировых судьях, обязывающий их «руководствоваться нормами ‘адата и шари‘ата» (ст. 3). В отличие от 20-х гг. сегодня шариатский суд чаще всего представляет имам (дибир/эфенди) соборной мечети, который по пятницам председательствует на заседаниях совета старейшин общины и выполняет обязанности местного кади. Обычно эти суды ограничиваются разбором мелких уголовных и брачно-семейных дел, нотариальным оформлением завещаний. Наряду с шариатскими судами у мусульман Северного Кавказа работают российские народные и общественные третейские суды.
Лит-ра: Х.М.Хашаев. Шариат, адат и преступления, составляющие пережитки родового быта в Дагестане. М., 1949; Съезды народов Терека. Орджоникидзе, 1977, I; З.Х.Мисроков. Исчезновение шариата в автономиях Северного Кавказа. М., 1979; он же. Адатские и шариатские суды в автономиях Северного Кавказа. Автореф. канд. дис. М., 1979; Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.). Горская республика (1918-1920 гг.): документы и материалы. Махачкала, 1994; Бобровников. Ислам и советское наследие, 132-142; он же. Исламская трансформация колхозов Аварии (Нагорный Дагестан)// Восток. М., 1998, № 5, 100-108; Воbrovnikov. The Islamic revival.
В.О.Бобровников