Махмуд, хваджа хаванд (известный ещё как Махдум-и Нуран) — хваджа Шихаб ад-дин Махмуд б. хваджа Мухаммад-‘Абд Аллах б. хваджа Ахрар (ум. в 1547-48 г.), видный представитель суфийского братства хваджаган/накшбандийа. Его отец был старшим сыном знаменитого ходжи/хваджи Ахрара, а мать — дочерью саййида Мир Таки ад-дина Кирмани. Махмуд родился ещё при жизни хваджи Ахрара, который назвал его в честь своего деда и отца (соответственно Шихаб ад-дин и Махмуд). Суфийским наукам Махмуд обучался у хваджи Ахрара, который нашёл своего внука достаточно способным и дал ему разрешение (инабат) обучать других. Махмуд учился также у известного поэта-мистика ‘Абд ар-Рахмана Джами, затем продолжил свои мистические занятия и размышления самостоятельно. Позже он составил «Послание» (Рисала), представляющее собой собрание наставлений суфийям.
После смерти хваджи Ахрара (1490) хваджа Махмуд посвятил себя странствиям. Он посетил ряд стран и городов (ал-‘Ирак, Шираз, Малая Азия/Византия, Египет, ал-Хиджаз, Индия, Гуджарат и др.) с целью продолжить обучение суфийским наукам. Так, в Ширазе он в течение шести лет учился у мауланы Джалал ад-дина Давани, который был известен как автор мистического наставительного сочинения Ахлак-и Джалали, а также был кадийем Фарса и преподавателем в мадрасе Дар ал-айтам. Помимо суфизма хваджа Махмуд интересовался врачеванием, чему он обучался в ал-‘Ираке у мауланы ‘Имад ад-дина Мас‘уда. Познания в медицине он расширял и в Ширазе, где успешно проходил практику хирургических операций в Дар аш-шифа’. По словам мирзы Мухаммад-Хайдара, автора Та’рих-и Рашиди («Рашидова история»), хваджа Махмуд в Турфане вылечил его дядю, лежавшего при смерти. Свой многолетний опыт лекаря хваджа Махмуд изложил в сочинении Тухфа-йи хани («Подарок хану»), в котором он привёл и свои суфийские стихи.
Подобно своему знаменитому деду, хваджа Махмуд находился в близких отношениях с правителями разных династий. Многие из них, помня о своих тесных связях с хваджой Ахраром или его сыновьями, оказывали такой же почёт и уважение и хвадже Махмуду. Среди них — Захир ад-дин Мухаммад Бабур (ум. в 1530 г.) и могольские правители. К Бабуру хваджа Махмуд отправился в конце своего длительного путешествия и встретился с ним в Кабуле. После кратковременного захвата Самарканда Бабуром (1501) хваджа Махмуд вместе с ним возвратился в столицу Тимуридов и некоторое время оставался там. С 1524-25 г. до 1531 г. он находился в «стране могольских правителей», посетил ряд городов (Кашгар, Турфан, Йарканд, Йанги-Хисар), пользовался высоким почтением и вниманием со стороны Мансур-хана (ум. до 1530 г.), а также Султана Са‘ид-хана (ум. в 1533 г.), ставшего впоследствии муридом хваджи Махмуда. Узнав о смерти Бабура и желая выразить соболезнование Хумайуну, хваджа Махмуд направился в Кабул. Однако к тому времени Хумайун становится последователем хорошо известного в Индии шайха Пула и не оказывает большого внимания хвадже Махмуду. Последний покидает Кабул и отправляется в Лахор (1536-37 г.), где в то время правил брат Хумайуна, Камран-мирза (ум. в 1557 г.). Позже отношения между хваджой Махмудом и Хумайуном налаживаются: весной 1546 г. хваджа Махмуд сопровождает последнего в его походе на Бадахшан, в начале зимы того же года в Бадахшане Хумайун заболел, и повидаться с ним разрешили только хвадже Махмуду и его сыну хвадже Му‘ину. В дальнейшем хваджа Му‘ин, а также внук хваджи Махмуда, мирза Шараф ад-дин, женятся на дочерях Хумайуна.
В 1546 г. хваджа Махмуд покидает Индию и возвращается на свою родину, в Мавараннахр.
Он похоронен рядом со своим дедом в мазаре Хваджа Ахрар, в сел. Хваджа Кафшир (в 4 км к юго-востоку от Самарканда).
Рукописи: ‘Абд ал-Хайй б. ‘Абд ал-Фатх ал-Хусайни. Насаб-нāма-йи хваджа Ахрāр ва-аулāд-и Ишāн. Списки: ИВ АН РУз. № 526/I, л. 1b–69b; Библиотека Süleymaniye. № 1688, л. 51b–105а; Мухаммад-Хāшим б. Мухаммад-Кāсим. Насамāт ал-кудс мин хадā’ик ал-унс // ИВ АН РУз. № 388, л. 1b–754а.
Лит-ра: Мирза Мухаммад Хайдар. Та’рих-и Рашиди (Рашидова история) / Пер., введ., примеч. А.Уринбаева, Р.П.Джалилова, Л.М.Епифановой. Таш., 1996; S.F.Dale, Alam Payind. The Ahrāri Waqf in Kabul in the Year 1546 and the Mughul Naqshbandiyyah // Journal of the American Oriental Society. 1999, vol. 119, 218–233; Б.Умрзоков. Хожа Убайдуллох Ахрор: хаёти, шакли-шамойили, авлодлари // Имом ал-Бухорий сабоклари. Тошкент, 2004, № 2, 103–107б; У.Султонов. Хожа Ахрор ва унинг авлодлари билан Мўгулистон хонлари ўртасидаги муносабатлар // Там же, 107–109б.
М.Т.Кадырова