Машраб (Ишан-и Машраб, Шах Машраб, Дивана-йи Машраб) — поэтическое прозвище (тахаллус) знаменитого поэта-мистика Рахим-баба б. Вали-бабá ан-Намангани (1640-1711). Родился в Намангане в семье ткача Вали-баба. Заметив у сына способность к поэзии, оригинальность в суждениях, не свойственную его сверстникам, родители отдают его на воспитание дамулле Базар-ахунбу (ум. в 1668 г.) — в то время признанному наставнику суфиев Ферганской долины. Дальнейшие духовные искания привели М. в Кашгар к видному накшбандийскому шайху того времени Афак-хвадже (ум. в 1693-94 г.), муридом которого он и стал. Уже тогда М. прославился как поэтмистик и за ним прочно закрепился его литературный псевдоним. Духовное общение с Афак-хваджой произвело сильное впечатление на М., и, следуя совету своего наставника и внешнему смыслу одного из правил братства накшбандийа— сафар дар ватан («путешествие по родному краю»), он отправился в странствие, впечатления от которого изложил в поэтических произведениях, сравнивая свои ощущения с этапами духовного восхождения (макамат).
Побывав во многих городах Восточного Туркистана и Средней Азии, М. направился в Балх. Страстная натура и безудержный дух протеста побуждали его выходить на площади и базары города и обращаться со стихотворными проповедями к толпе то с призывами одуматься, не совершать грехов, то с оскорбительными нападками на «властелинов, погрязших в делах греховных». Вскоре возмутитель спокойствия был обвинен местным правителем Махмуд-бийем Аталыком в богохульстве и казнен. М. был похоронен в местности Ишканмиш, недалеко от Балха. С тех пор его могила является объектом паломничества.
Известность М. принесли его стихи на узбекском (чагатайском) и таджикском языках в виде газелей и других строфических форм (мухаммас, мусаддас, мустазад) и рассказы в стихах, при составлении которых он искал доходчивую для широкого круга читателей форму. Легкая и музыкальная метрика (‘аруд/‘аруз) его стихов способствовала их широкому распространению в народе: почти сразу их стали распевать и декламировать во время «громких» зикров (джахр), на свадьбах, в чайханах, на базарах. С середины XVIII в. и до нынешнего времени в Узбекистане, Туркменистане, Кыргызстане, Афганистане, Кашгаре существуют особые поэтические собрания Машраб-хонлик (Машраб-хвани), на которых толкование мистических стихов М. порождает бурные дискуссии и новые подражания. Составленный уже после смерти М. сборник его стихов (Диван- и Машраб, или Кисса-йи Машраб) стал едва ли не самым популярным на традиционных собраниях отин-ойи. Стихи М., переложенные на музыку, имеются в репертуаре любого хафиза.
Участники упомянутых ритуальных собраний целиком или частично переписывали (и переписывают) сборники стихов М. Кроме того, до недавнего времени его сочинения или, чаще, их фрагменты были наиболее популярными в книжных лавках лубочной литературы. Об этом свидетельствует дошедшее до нас огромное количество рукописных сборников стихов поэта, хранящихся во многих рукописных собраниях мира. Его произведения были и остаются в числе наиболее часто издаваемых с момента появления литографий и типографий.
Сборник Диван-и Машраб— мифологизированное прозаическое жизнеописание поэта, включающее в себя собрание его стихов, последовательность которых, однако, не соответствует принятому в диванах жанрово-алфавитному расположению. Поэтому название, закрепившееся за этим сборником, неточно — оно произошло от оригинального Дивана-йи М. (По мнению А.Эркинова (Ташкент), все издания поэтических произведений М. осуществлены на основе его легендарного жизнеописания, из которого наши современники и составили диван стихов, расставив их в алфавитном порядке и приписав их М.)
М. приписывают произведение Мабда-йи нур, которое содержит рассказы религиозноэтического, назидательного характера и представляет собой комментарии на узбекском языке к байтам «Маснави» Джалал ад- дина Руми (1207-1273). В конце одного из списков Мабда-йи нур в форме пентаметра (мухаммас) сообщается, что автором этого сочинения в действительности является Рузи-бам Машраб ан-Насафи, известный как Машраб-и сани (М. Второй). Последний, кстати, писал, подражая М., и даже принял его литературный псевдоним.
Остается открытым вопрос об авторстве другого этико-дидактического произведения, приписываемого М., — Кимйа, которое некоторые специалисты считают второй частью Мабда-йи нур.
Лит-ра: Н.Лыкошин. Дивана-и Машраб и его наставники // ТВ. 1901, № 68, 73, 74, 77, 78; Дивана-йи Машраб. Жизнеописание популярнейшего представителя мистицизма в Туркестанском крае. С тюркского перевел и снабдил примечаниями Н.С.Лыкошин // ТВ. 1902, № 11, 35, 61, 78; В.Л.Вяткин. Ферганский мистик Дивана-и Машраб // Ал-Искандария (Сборник Туркестанского Восточного института в честь проф. А.Э.Шмидта). Таш., 1923; Машраб Бабарахим. Избранное. Таш., 1959 (пер. В.Липко); Л.В.Дмитриева. Описание тюркских рукописей Института востоковедения АН СССР. Вып. III, 1980, 89-90; А.Фитрат. Машраб//Илмий фикр. Таш., 1930 № 1; А.Карцев. Жизнь и газели Машраба//Литературный Узбекистан. Кн. 2. Таш., 1937; СВР ИВ АН Узб.ССР. II, 1954, 304-312; Машраб. Танланган шеърлар. Нашрга тайёрловчилар П.Шамсиев, А.Хайтметов. Таш., 1958; Г.Гулом. Икки Машраб// Кизил Узбекистон. 12.VII 1959; Машраб. Танланган асарлар. Нашрга тайёрловчи А.Абдугафуров. Таш., 1963; А.Абдугафуров. Машраб биографиясининг баъзи бир нукталари // Узбек тили ва адабиети. Таш., 1978, № 6; он же. Машраб качон тугилган? // Адабий мерос. Таш., 1980, № 4; Машраб Девон. Нашрга тайёрловчи В.Рахмонов. Таш., 1980; Боборахим Машраб. Мабдаи нур. Нашрга тайёрловчи И.Абдуллох. Таш., 1994; Боборахим Машраб. Кимё. Нашрга тайёрловчи И.Абдуллох. Наманган, 1999; M.Hartmann. Meshrab, der weise Haar und fromme Ketzer // Der islamische Orient. Bd. I. B., 1905; H.F.Hofman. Turkische Litteratur. Utrecht, 1969, 125-133.
С.С.Гулямов