Мийан Фадл-и Ахмад б. шайх Нийаз-Ахмад б. Му‘ин ад-дин б. мир Сафар-Ахмад (ок. 1735 — между 1815 и 1817 гг., Пешавар) — один из самых влиятельных суфийских шайхов братства накшбандийа-муджаддидийа в Мавараннахре и Пешаваре на рубеже XVIII–XIX вв. Сам себя он называл Фадл-и Ахмадом, его приверженцы в Мавараннахре знают его скорее как xaдpam-и Ма‘суми шайх Мийан Фадл-и Ахмад или хадрат-и ишан Сахиб-зада; на своей родине (Пешавар) он известен как хадрат-и шайх Фадл-и Ахмад Ма‘суми с почётным прозвищем хадрат-и Джийу Сахиб. По отцовской линии он происходил от второго «праведного» халифа ‘Умара (634–644), по материнской — от Ахмада Сирхинди (ум. в 1624 г.), основателя суфийского братства накшбандийа-муджаддидийа. В это братство он был инициирован двумя шайхами — шайхом ‘Абд Аллахом (шах Гулам-‘Али, ум. в 1824 г.) и шахом Мухаммад-Расой. Кроме этого он владел разрешениями на преподавание от братств кадирийа, чиштийа и, вероятно, также от сухравардийа.
Многие годы жизни М. Ф. А. провел между Пешаваром и Бухарой. В южной части Бухары, в квартале Миракан он владел ханакой, некоторое время действовал как суфийский наставник и в Карши. М. Ф. А. имел огромное количество учеников из разных стран мусульманского мира — со своей родины, из Центральной Азии, а также с Кавказа и из арабских стран. Много учеников у него было и в среде высокопоставленных сановников. Его наиболее знаменитыми муридами из правителей были представители династии Мангитов (1758–1920) — шах Мурад (1785–1799-1800) и амир Хайдар (1799-1800–1826). Порой сердечные, порой напряженные отношения с амиром Хайдаром, которым он около 20 лет руководил как суфийский наставник, документированы в 123 письмах шайха к этому правителю. Из писем явствует, что М. Ф. А. выдавал ему письменное разрешение на преподавание учения братства (иджазат-и та‘лим-и тарикат). Но и после этого он оставлял за собой последнее слово в вопросах мистического Пути и выдачи разрешения на преподавание и требовал от амира Хайдара, чтобы тот вводил новообращаемого в братство только после того, как сконцентрирует его сердце на Пророке и на сердце М. Ф. А. Из уважения к амиру Хайдару или по его повелению М. Ф. А. отправлял многих из своих муридов и «заместителей» (хулафа’) на определённое время под его руководство.
Из сочинений М. Ф. А. (частью в форме писем) известны: его родословие (нисбат-и шариф-и худ-ра чунин тахрир намуда-анд ки…), его духовная генеалогия (хаза интисаб-и тарика-йи ‘алийа-йи накшбандийа) и два кратких суфийских трактата. Первый из них — Рисала-йи мурадан, в котором М. Ф. А. описывает и объясняет каждую ступень мистического Пути в отдельности, начиная от первой встречи шайха с муридом до достижения ступени божественной достоверности (мартаба-йи хакк ал-йакин), после чего только и могут выполняться дополнительные религиозные обязанности (например, намаз-и тахаджжуд и намаз-и истихара); он поясняет также некоторые расхождения между братствами накшбандийа, кадирийа и чиштийа относительно дыхательной техники отрицания и признания (нафй ва-исбат), поминания Бога сердцем (зикр-и калб) и тонких субстанций (лата’иф). Другой свой труд, которому М.Моле дал описательное название Рисала-йи дигар мансуба ба-Сахиб-зада, М. Ф. А. начинает прямо с точного описания пяти внутренних, тонких субстанций, активизированных в братстве накшбандийа-муджаддидийа, и далее поясняет ступени приближения к «малой близости к Аллаху» (вилайат-и сугра) и достижения «большой близости к Аллаху» (вилайат-и кубра).
Многочисленные вопросы практического осуществления способов суфийской техники подробно разъяснены только в письмах М. Ф. А. к амиру Хайдару. Что касается «общения сердец», или «мысленной концентрации» (таваджжух), то он указывал амиру, чтобы тот отказывался совершать его с лицами, имеющими несколько инициаций, чтобы он совершал его по возможности в уединении, чтобы количество учеников, желающих совершить таваджжух, он увеличивал постепенно, количество «себялюбивых» учеников не превышало девяти, а количество «искренних» учеников было не менее 99 (по числу «прекрасных имён» — эпитетов Аллаха). Таваджжух с женщинами (исключая мать и собственную супругу) М. Ф. А. считал допустимым (в отличие от его современника Нииаз-кули), разумеется, на некотором расстоянии от чужих женщин. Допускал он и таваджжух с женщинами, имеющими месячные, но только после совершения ими ритуального очищения. М. Ф. А. действовал как суфийский наставник и как целитель молитвами и талисманами. Из-за лечения людей «дыханием бечёвки» он вступил в конфликт с местными богословами-правоведами.
Своим «заместителем» в Пешаваре М. Ф. А. назначил своего сына Фадл-и Хакка, в Бухаре — другого сына, Мийан Гулам-Кадира (Мийан Фадл-и ‘Абд ал-Кадир ал-Муджаддиди ал-Фаруки ал-Хинди; ум. в Бухаре в 1855 г.), который был известен и просто как Сахиб-зада (в литературе его иногда путают с отцом). Мийан Гулам-Кадир владел в Бухаре большим домом и ханакой, отчего квартал получил название Сахиб-зада. Этот квартал непосредственно граничил с кварталом Миракан. Среди его многочисленных учеников был известный татарский богослов Шихаб ад-дин ал-Марджани (ум. в 1889 г.). Ещё один сын М. Ф. А., Мийан Бузург (он же — Катта-Хадрат, ум. в 1869 г.), вероятно, в качестве его «заместителя» (халифá) был направлен в Куканд, где с XVIII в. обосновались некоторые последователи Ахмада Сирхинди. М. Ф. А. назначил своими «заместителями» и наследниками и других своих сыновей и учеников. Об этом свидетельствует агиография М. Ф. А. под названием Тухфат ал-муршид, в которой описаны набожный образ жизни, видения, чудеса шайха, приведены его «святые изречения» (калимат-и кудсийа) и практические советы. Она была составлена около 1825 г. Низам ад-дином Балхи Мазари, учеником М. Ф. А. и халифой амира Хайдара, по указанию последнего.
До сих пор очень мало известно о деятельности М. Ф. А. за пределами Мавараннахра и Пешавара. Один из его бухарских учеников, хаджжи ‘Ивад-Мухаммад, привёз в Эрзурум два суфийских трактата и духовную генеалогию М. Ф. А. Здесь он в 1808-09 г. составил сочинение под названием Тарджама-йи талибин ва-идах-и саликин и посвятил его местному муфтийю Мухаммад-Рагибу. В последнем разделе этого труда хаджжи ‘Ивад-Мухаммад превозносит достоинства своего шайха — М. Ф. А. и описывает его жизнь.
М. Ф. А. пользовался популярностью не только как суфийский шайх, он был и влиятельным общественным деятелем, часто выступал посредником между высокопоставленными сановниками, особенно амиром Хайдаром, с одной стороны, и различными просителями и ходатаями — с другой. Кроме того, он ведал весьма значительными доходами, поступавшими с принадлежавших ему мельниц и земель в Пешаваре и Мавараннахре, а также в виде ежемесячных денежных выплат и подарков правителей.
Лит-pa: Хаджжи ‘Ивад-Мухаммад. Тарджима-йи талибин ва-идах-и саликин // Bodleian Library. Pers.e 48, л. 13б–54а. Рукоп.; Мийан Фадл-и Ахмад. Мактубат // РНБ. Хан. 83, л. 2б–174б. Рукоп.; Абу ‘Абд ар-Рахман ʻАбдаллах. Та’рих ал-Бухара ва-тарджамат ал-‘улама’. Оренбург, 1908; Низам ад-дин Балхи Мазари. Тухфат ал-муршид дар манакиб-и кутб-и заман гаус-и джахан хадрат-и Джийу Сахиб шах Фадл-и Ахмад Ма‘суми. Лахор, 1912; Фадл-и Ахмад. Рисала-йи мурадан; von Kügelgen. Die Entfaltung; фон Кюгельген. Расцвет Накшбандийа-Муджаддидийа; von Kügelgen. Sufimeister; Zarcone. Les confréries, 287–291.
Анке фон Кюгельген