МУ‘А̄ВИЙА б. Абӣ Суфйа̄н (ок. 605—680) — первый омейядский халиф (661—680). Сын одного из вождей курайшитов — Абу Суфйана Сахра б. Харба, враждовавшего с Мухаммадом, шурин Мухаммада. Принял ислам после завоевания Мекки (630 г.) и стал секретарем Мухаммада. С 634 г. в составе отряда Йазида б. Аби Суфйана участвовал в завоевании Палестины, отличился взятием сильно укрепленной Кесареи (640 г.). После смерти Йазида стал наместником Палестины, а затем и Сирии. В 648-49 г. возглавлял завоевание Кипра.
После убийства ‘Усмана (656 г.) М. отказался признать ‘Али халифом, обвинив его в пособничестве убийцам. В конце августа 657 г. между ними произошло сражение при Сиффине (ок. Ракки); когда победа стала склоняться на сторону ‘Али, М. предложил передать решение спора, кому быть халифом, благочестивым арбитрам. Большинство сторонников ‘Али поддержали его. Арбитр со стороны М. побудил арбитра противоположной стороны признать ‘Али недостойным халифата, а сам затем высказался в пользу М. (февраль 658 г.). В апреле того же года сирийцы присягнули М. как халифу. Раскол в лагере ‘Али и борьба с хариджитами не позволили ему начать войну против М. После убийства ‘Али М. добился отказа сына ‘Али, ал-Хасана, от притязаний на власть за огромную компенсацию и быстро распространил свою власть на весь Халифат.
В правление М. продолжались завоевательные походы в Индию, Кабулистан, состоялись первые походы на Бухару и Самарканд, шла борьба за овладение Магрибом, ежегодно совершались походы в Малую Азию, но значительных территориальных прибавлений не было.
Снисходительностью и щедростью М. поддерживал расположение бедуинских вождей, не проявлял излишней жестокости к врагам, не допускал злоупотреблений по отношению к зиммиям, что особо отмечалось некоторыми христианскими авторами. При нем началось восстановление запустевших приморских городов Палестины и Сирии, был составлен первый земельный кадастр в некоторых районах. М. покровительствовал поэтам и первым арабским ученым. Важнейшей политической акцией было приведение к присяге его сыну Йазиду как наследнику, что превратило халифскую власть в наследственную.
При Аббасидах вокруг имени М. шла ожесточенная борьба, Аббасиды и шииты объявляли его узурпатором халифской власти у рода Пророка, обвиняли в том, что он превратил ее в светскую власть, что отравил ал-Хасана б.‘Али и т. д. В 826-27 или 827-28 г. ал-Ма’мун распорядился проклинать М. и объявил вне закона всякого, кто помянет М. добром, но это вызвало такое возмущение, что распоряжение пришлось отменить; в 897 г. ал-Му‘тадид намеревался обнародовать послание с призывом проклинать М. и всех Омейядов, но по той же причине вынужден был отказаться. В народной памяти, особенно в Сирии, М. остался как образец доброго государя и превратился в знамя борьбы суннитов с шиитами.
Лит-ра: Мец. Ренессанс, 61, 63—66; Н. Lammens. Etudes sur le règne du calife Omaiyade Mo‘awia. Beyrouth, 1908; Ch. Pellat. Le culte de Mu‘awiya au 3-e siècle de l’Hégire. — StI. 1956, 6, 53—66; E. L. Petersen. ‘All and Mu‘awiya in early arabic tradition. Copenhagen, 1964; H. Lammens. Mu‘awiya. — EI, 4, 665—670.
О.Г.Большаков