Музыка вэ ислам («Музыка и ислам») — первая в российском мусульманском мире специальная книга на тему отношения к музыке в исламе (на татарском языке). Автор — Хади Кильдебаки/Кильдибеков (1881–1949), выпускник уфимской мадрасы Усманийа, указной мулла, во время создания книги — преподаватель (мударрис); автор публикаций по философии, религии и мусульманскому образованию, литератор и переводчик.
Книга, соединяющая в себе черты богословского труда и публицистического очерка, стала открытым выражением полемики о музыке, характеризующей начало XX в. в российском мусульманском обществе не только Волго-Уральского региона и Сибири, но и Средней Азии. Призыв к необходимости пересмотра сложившихся в татаро-мусульманской среде негативных стереотипов в восприятии музыки — тенденция, обозначившаяся в то время на страницах мусульманской периодики, в работах известных богословов (Хасан-Гата Габаши, Ризаэддин Фахретдин, Галимджан Баруди).
Главный пафос книги Х.Кильдебаки — в доказательстве отсутствия в исламе огульных запретов на слушание музыки, пение и игру на музыкальных инструментах. Явления музыкальной практики могут по-разному оцениваться в разных социальных условиях и, если они не связаны с порочными занятиями, оказывать благотворное влияние и способствовать духовному развитию человека — такова основная идея Х.Кильдебаки.
Несмотря на небольшой объём текста (36 с.), автору удалось осветить основные направления многовековой дискуссии о музыке в исламе: от рассмотрения вопроса в контексте айатов Корана и хадисов, используемых как защитниками, так и противниками музыки, до примеров отношения к этой проблеме выдающихся деятелей истории ислама и богословов. Материалом для книги послужили источники разного рода: известные комментарии к Корану (араб. тафсир), сборники хадисов и комментарии к ним (ал-Муснад Ахмада б. Ханбала, сборники ат-Тирмизи, ан-Наса’и, Ибн Маджи, Ибн Хиббана, ал-Байхаки и др.), сочинения мусуль мусульманских учёных предшествующих поколений, начиная с наиболее часто цитируемого всеми участниками дискуссии Абу Хамида ал-Газали (1056–1111), Абу Бакра Ибн ал-‘Араби (1076–1148), Ибн Хазма (994–1064), Ибн ан-Нахви (ум. в 1098 г.), аш-Шаукани (1759–1834) и кончая публикациями современного Х.Кильдебаки египетского журнала ал-Манар. Наряду с трудами мусульманских авторов при освещении арабских культурных традиций здесь впервые привлекается работа и европейского учёного Э.Наумана «Иллюстрированная всеобщая история музыки» (СПб., 1897).
Изначально адресованная татаро-мусульманскому сообществу, книга Х.Кильдебаки оказалась популярна в более широких кругах мусульман, о чём свидетельствуют экземпляры, сохранившиеся в личных библиотеках мусульман на всей территории бывшей Российской империи.
Лит-ра: Һ.Килдбәки. Музыка вә ислам. Уфа, 1909 (в араб. графике); А.Б.Джумаев. Найдем ли мы себя в потоке перемен? Динамика исторического процесса и картины мира в культуре среднеазиатских народов // Дружба народов. 2008, № 4; Ю.В.Ергин. Возвращенные имена: Хади Кильдибеков — нарком просвещения малой Башкирии (1921–1922) // Педагогический журнал Башкортостана. 2013, № 3–4, 163–182; Һ.Килдбәки. Музыка вә ислам. Текст (на кириллице) и перевод на русский язык // Ислам и музыка: работы татарских богословов / [Сост. и подгот. текстов к изд., перевод, вступ. ст., очерки и коммент. Г.Р.Сайфуллиной; пер. арабских текстов Р.А.Гизатуллин]. М., 2016, 200–282 (Антология татарской богословской мысли); Г.Р.Сайфуллина. Хади Кильдебаки и его книга «Музыка и ислам» // Там же, 187–199.
Г.Р.Сайфуллина