МУСАЙЛИМА (уничижительное от Macлама) — в мусульманском предании — один из лжепророков, выступивших после смерти Мухаммада в Аравии, подражавших ему и временно отколовших от ислама часть принявших его жителей Аравии. В действительности — одна из самых ярких фигур пророческого движения в Аравии VII в., один из проповедников идей, близких к тем, с которых начинал свою проповедь Мухаммад.
М. происходил из племени ханифа, жившего в Йемаме — земледельческой области Восточной Аравии. Еще в начальный период деятельности Мухаммада он уже провозгласил себя пророком и посланником божества Рахмана, от имени которого вещал в трансах, призывая поклоняться ему, восхваляя все созданное им, предсказывая Судный день и блаженство на небесах. Он требовал от своих последователей молиться трижды в день, запрещал пить вино и рожать более одного мальчика. Сам он владел землей и колодцем, в сохранившихся обрывках его проповедей отразились реалии земледельческого общества; Отголоски проповеди М. доходили и до Мекки.
Oк. 620 г. М. был призван жителями главного города Йемамы — Хаджара в качестве политического вождя, сменив, видимо, одного из традиционных царей Йемамы, Хаузу б. ‘Али, и противостоя принявшему ислам второму царю — Сумаме б. Усалу. М. поддержала большая часть племени ханифа, некоторые представители знати. В религиозном и политическом плане он постепенно становился одним из главных соперников Мухаммада в Аравии, что отразилось в легендах о якобы бывших между ними встречах и обменах письмами, а также и предложении М. разделить Аравию между ним и Мухаммадом. М. имел свою заповедную территорию (харам) — финиковые рощи и огороженный стеной сад.
Ок. 630 г. в Йемаме обострилась внутренняя борьба, часть знати активно выступила против М. Происходили стычки его сторонников с местными и пришлыми мусульманами. В 633 г. на Йемаму совершили набег тамимиты во главе с пророчицей Саджах. От них удалось откупиться, отдав часть урожая. В 634 г. в Йемаму прибыли войска, отправленные халифом Абу Бакром, во главе с Халидом б. ал-Валидом. В сражении при ‘Аркабе: сторонники М. были разбиты, большое количество людей было убито в хараме М. Сам он и его ближайшие сподвижники ар-Раххал и Мухакким б. ат-Туфайл тоже погибли в битве.
Лит-ра: ал-Балазури. Футух, 86—94; ат-Табари. Та’рих, 1, 1737—1739, 1748—1750, 1917—1922, 1930—1958; ас-Са‘алиби. Симар ал-кулуб. Каир, 1965, 146—149; ад-Дийарбакри. Та’рих ал-хамис. 2. Каир, 1283 г. х., 158—159; Бартольд. Соч., 6, 549—575; Пиотровский. Мухаммад; он же. Движение; Fr. Buhl. Musailima.— El, 3, 805.
М.Б.Пиотровский