Муса-хан хваджа-йи Дахбиди, Муджад-диди б. Мухаммад ‘Иса-хан хваджа-йи Дахбиди (ок. 1700— 1776-77) — основоположник муджаддидийа — ветви накшбандийа в Мавараннахре, потомок (в 7-м колене) Махдум-и А‘зама (ум. в 1542 г.). Родился в селении Дахбид (в 15 км к северу от Самарканда), учился в самаркандской Мадрасе Тиллакари, по окончании которой вместе с отцом уехал в селение Карнак (недалеко от Хисара) к своему дяде Мухаммад Риза Хисари Карнаки— видному шайху братства кубравийа в Хисаре. Через некоторое время по совету дяди М. хв. Д. отправился в хаджж. По пути в Кашмире он знакомится с шайхом братства накшбандийа-муджаддидийа Мийан ‘Абидом Джаханабади (потомок Ахмада Сирхинди) и становится его муридом. После смерти Мийан ‘Абида (1746 г.) М. хв. Д. еще 11 лет прожил в Кашмире и затем, совершив хаджж, вернулся в родной Дахбид. Здесь в течение 18 лет он был главным наставником накшбандийа-дахбидийа-муджаддидийа, занимался подготовкой учеников. Обладая значительным религиозным авторитетом, М. хв. Д. старался избегать «мирских дел», хотя время от времени ему приходилось использовать свое влияние для урегулирования конфликтов между своими многочисленными дахбидскими родичами и некоторыми правителями из династии Мангитов/Мангытов (1758-1920).
М. хв. Д. оставил десяток сочинений; известна также его обширная переписка с индийскими и кашгарскими шлихами муджаддидийа. Взгляды М. хв. Д. формировались под сильным влиянием идей Ахмада Сирхинди (1564-1624) и его ближайших последователей. По выражению одного из биографов М. хв. Д., в его сочинениях «были разрешены давние противоречия между шарика и шарика, между ‘улама’ и суммами, так что ‘улама’ и султаны его времени страстно желали посетить Их Святейшество (М. хв. Д.)». При этом М. хв. Д. всегда отдавал предпочтение матуридитскому каламу «из-за отсутствия в нем излишнего философствования». Другой биограф замечает, что правила и обряды муджаддидийа М. хв. Д. сделал правилами накшбандийа-дахбидийа и поэтому строго запрещал своим ученикам публичный зикр (‘аланийа), радения с музыкой и песнями (сама‘) и другие обряды, принятые до него в дахбидской школе накшбандийа. Он требовал также от своих учеников избегать вмешательства в дела султанов, ибо, по его мнению, это «ослабляет шари‘ат и тарикат» и «позорит сан дарвишей». В дахбидской ханаке М. хв. Д. существовал строжайший регламент правил поведения, формы одежды, которые должны были «соответствовать сунне и тарикату». Самому М. хв. Д., по-видимому, вполне удавалось следовать регламентированным им правилам. Однако некоторые его ученики отличались исключительной политической активностью, а ближайшие потомки и последователи М. хв. Д. проводили обряд зикра публично (‘аланийа), после чего «сладкоголосые хафизы» занимались распеванием (сама‘) стихов суфийских поэтов; некоторые из них наряду с тихим зикром (хафи) практиковали и громкий (джахр). Примечателен основной мотив «ренегатов» — «возродить правила и обряды дахбидийа, введенные Махдум-и А‘замом».
Тем не менее часть последователей М. хв. Д. осталась верной заветам своего учителя. В конце XIX — начале XX в. они выступили в качестве «придворных идеологов», поддержав стремления Мангытов возродить государственное правление «согласно шари‘ату». С именами этих же последователей муджаддидийа связан процесс установления правительственного контроля над вакуфным имуществом и деятельностью крупных суфийских учреждений (ханака, завийа) Мавараннахра, что привело к их фактическому превращению в часть государственного бюрократического аппарата.
М. хв. Д. похоронен в Дахбиде подле своего знаменитого предка Махдум-и А‘зама.
Лит-ра: Хумули. Манакиб; он же. Та’рих-и Хумули; Маджзуб Намангани. Тазкират; Бадах-шани. Макамат; Амир Кулал. Муджаддидийа; Мухаммад Сиддик. Тарджама-йи хал; Веселовский. Поездка, 87-94; СВР, III, 368-370; СВР, X, 481-484; Babadžanov. On the history, 391-393.
Б.М.Бабаджанов