МУСЛИМ б. ал-Х̣аджжа̄дж Абӯ-л-Хусайн ал-К̣ушайрӣ ан-Найса̄бӯрӣ (817 или 821—875) — известный мухаддис (род. и ум. в Нишапуре), автор свода хадисов ас-Сахих, который (наравне со сводом хадисов его современника ал-Бухари) считался у мусульманских традиционалистов и правоведов одним из самых авторитетных в числе аналогичных трудов.
М. много путешествовал, побывал в Хиджазе, Египте, Сирии, Ираке, изучая и собирая хадисы. Утверждают, что он просмотрел 300 тыс. хадисов и лишь 12 тыс. из них счел достоверными и включил в свой труд.
Ас-Сахих М. составлен по типу сборника мусаннаф, т. е. хадисы в нем расположены по определенным темам или предметам высказывания (‘ала-л-абваб). Он содержит, в сущности, тот же материал, что и ас-Сахих ал-Бухари, но основан на других источниках. Особое внимание М. уделял иснадам: к одному и тому же матну он приводит различные иснады.
Труд состоит из 52 разделов, каждый из которых заключает в себе соответствующую подборку хадисов (например, о пяти «столпах» веры, о браке, о рабстве, о правилах наследования, о войне, о жертвоприношении, о пророках и их сподвижниках, о предсказаниях, о конце мира и связанном с ним воздаянии, хадисы этического и медицинского содержания). Хадисы исторического и биографического содержания позволяют считать ас-Сахих в известной мере и историческим источником. Каждому разделу предпослано введение, которое разъясняет юридическое применение заключенных в нем хадисов.
Свой труд М. предваряет важным вступлением (китаб ал-иман), где разъясняет, каким условиям должны удовлетворять предания, восходящие к Мухаммаду, чтобы считаться заслуживающими доверия.
Ас-Сахих был призван играть роль руководства по юриспруденции.
М. создал, кроме того, большое количество сочинений по фикху и биографических сводов, посвященных мухаддисам. Сочинения эти не сохранились, до нас дошел один ас-Сахих.
Лит-ра: GAL, 1, 160—161, SBd., 1, 265—266; A. J. Wensinck. Muslim b. al-Hadjdjadj.— El, 3, 816—817.
К.А.Бойко