Мусульманская фракция Государственной думы России (1906-1917)— парламентская фракция, образованная по религиозно-национальному принципу и объединившая представителей в основном тюрко-мусульманского населения Российской империи — татар (поволжских и крымских), башкир, казахов, азербайджанцев и др. В Государственной думе всех четырех созывов М. ф. входила в состав думской либеральной оппозиции, ее политическая платформа была близка кадетской (партия Народной свободы).
М. ф. Государственной думы 1-го созыва (27.04-8.07.1906) сформирована 21.06 в составе 22 депутатов. Среди них представители интеллигенции, либерально настроенных помещиков и мусульманских священнослужителей, в их числе: А.Ахтямов, в 1895- 1901гг.— почетный секретарь Оренбургского магометанского духовного собрания; Ш.Матинов — ахун из Оренбурга; Ф.Миндубаев — мулла из Казанской губернии; Я.Хурамшин — ахун из Белебея Уфимской губернии; Ш.Хусаинов — мулла из Вятской губернии.
На первом собрании М. ф. было избрано ее руководящее бюро: А.-М.Топчибашев (председатель бюро и всей фракции), С.Алкин, А.Ахтямов, С.Джантюрин, И.Зиатханов, М.-З.Рамеев, Ш.Сыртланов. Все члены бюро М. ф. входили в состав образованной в 1905 г. всероссийской партии Иттифак ал- муслимин («Согласие мусульман»). В план заседаний фракции был включен вопрос о подготовке очередного (третьего) Всероссийского мусульманского съезда. На этом съезде (август 1906 г., Н.Новгород) окончательно была оформлена партия Иттифак: принята программа, избран центральный комитет. Религиозный вопрос был одним из главных в повестке дня мусульманского форума. Проект религиозной реформы, принятый съездом, предлагал меры к ограничению государственного вмешательства в дела российских мусульман. Намечалось создание своеобразного мусульманского министерства во главе с ра’ис ал-‘улама’. Глава всех мусульман России, согласно этому проекту, имел бы право личного доклада императору. В резолюции съезда говорилось, что духовные учреждения мусульман должны управлять не только религиозными делами верующих, но также просвещением, благотворительностью, распоряжаться вакфами. Проект вносил некоторые элементы либерализма в религиозную структуру, намечал введение в духовные учреждения мусульман системы выборного начала. Свое решение делегаты съезда надеялись провести в форме законопроекта через Государственную думу.
Однако этот проект реорганизации управления духовными делами мусульман в полном объеме никогда не рассматривался ни правительством, ни законодательными органами России.
Важнейшим из законопроектов, рассмотренных Государственной думой 1-го созыва, был законопроект «О гражданском равенстве», основное требование которого — отмена всех ограничений в гражданских правах, «обусловленных принадлежностью к той или другой национальности или вероисповеданию». Не остались в стороне от обсуждения и мусульманские депутаты: в своих выступлениях по существу законопроекта члены фракции А.Ахтямов и Ш.Сыртланов перечислили ряд ограничений юридических прав мусульманского населения. Законопроект не был принят в связи с роспуском Думы.
М. ф. Государственной думы 2-го созыва (20.02-03.06.1907) была образована в составе 36 депутатов-мусульман, 6 из которых в марте выделились в самостоятельную Трудовую группу мусульман (Мосэльман хезмэт тейфасэ). По своему социальному положению депутаты-мусульмане относились в основном к среднему слою общества, были среди них и духовные лица: Г.Атласов — указной мулла деревни Альмет Бугульминского уезда Самарской губернии; А.Кариев — имам из Ташкента; Ш.Кошегулов — мулла из Кокчетава Акмолинской области; С.Максютов — указной мулла из Казанской губернии; Х.Массагутов— ахун мечети деревни Морты Вятской губернии; М.-Ш.Тукаев — имам и мударрис мадрасы села Стерлибаш Стерлитамакского уезда Уфимской губернии; Х.Усманов — указной мулла из Оренбургского уезда Оренбургской губернии; М.Хасанов — имам-хатып (араб. хатиб) третьей соборной мечети г. Уфы.
М. ф. Государственной думы 2-го созыва руководствовалась своей политической программой, практически повторявшей основные требования программы партии Иттифак. В разделе «Религиозный строй» выдвигалось требование не придавать ни одной из существующих в России религий статуса государственной, равенства всех конфессий перед государством. В следующих параграфах раздела программы говорилось о необходимости устранения вмешательства государственных учреждений в дела религиозных общин, о предоставлении мусульманским общинам более широких юридических прав в религиозно-культурной области.
Представители российских мусульман в Думе неоднократно использовали право депутатского контроля за деятельностью администрации. В частности, по инициативе членов фракции в апреле 1907 г. министру внутренних дел были сделаны два запроса; «О насилиях стражников в деревне Бураевой Бирского уезда Уфимской губернии» и «Об убийстве, насилиях и арестах, произведенных полицией в селе Ерлыково Белебейского уезда Уфимской губернии». В обоих случаях речь шла о надругательстве чинов местной полиции над религиозными чувствами башкир-мусульман. В связи с роспуском Думы ответа на запросы не последовало.
Острое недовольство «инородческой» школьной политикой российского правительства было отражено в заявлении М. ф. «Об отмене Правил от 31 марта 1906 г. о начальных училищах для инородцев». Эти Правила противоречили программе школьного образования мусульман, выработанной на третьем Всероссийском мусульманском съезде. Они вводили новые ограничительные меры, еще больше стеснявшие образование и воспитание детей-мусульман в духе исламских традиций и национальной культуры. В заявлении фракции говорилось о необходимости рационального преобразования начальной школы инородцев с участием общественности (в частности, преподавания грамоты на родном языке). Текст заявления М. ф. был передан на рассмотрение думской комиссии по народному образованию, но в связи с роспуском Думы не обсуждался.
Комиссия «По осуществлению свободы совести» в составе 33 человек, среди которых были и мусульмане (Б.Каратаев, С.Максудов, М.-Ш.Тукаев), рассматривала правительственную программу (из 11 законопроектов) по либерализации религиозной политики. В рамках этой думской комиссии была образована подкомиссия для работы над законопроектом «Об отмене содержащихся в действующем законодательстве ограничений политических и гражданских…», активное участие в работе которой приняли мусульманские депутаты.
С роспуском Думы 2-го созыва и началом работы Государственной думы 3-го созыва (01.11.1907—09.06.1912; 5 сессий) правительственные законопроекты по урегулированию отношений православного государства с его подданными другой конфессиональной принадлежности были вновь вынесены на рассмотрение органа народного представительства. Для работы над законопроектами была образована думская комиссия по вероисповедным вопросам, в которую вошел член М. ф. М.-Ш.Тукаев. Немногочисленная М. ф. (8 депутатов) предложила заменить председателя этой думской комиссии: вместо православного священника избрать светское лицо, но это предложение не было принято.
Одним из самых значимых среди правительственных законопроектов по урегулированию религиозных отношений был проект закона «Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое». Среди российских мусульман была довольно значительная группа лиц, числившихся официально христианами, православными, а на самом деле исповедовавших ислам. Их предки в свое время были подвергнуты насильственному крещению, но не отказались от своей веры. Именно об этой категории лиц говорил в своей речи при обсуждении этого законопроекта председатель М. ф. К.Тевкелев. Однако этот законопроект, принятый Думой, был отвергнут Государственным советом и не стал законом.
Участвуя в обсуждении общих вопросов, М. ф. поднимала специфически мусульманские проблемы. К ним относились прежде всего вопросы о необходимости реорганизации духовных учреждений мусульман и о материальном положении мусульманских духовных лиц. В своем выступлении депутат К. Тевкелев при обсуждении сметы расходов МВД на 1908 г. указал на мизерность суммы, выделяемой правительством из государственного бюджета на содержание духовных учреждений мусульман, и красноречиво доказывал существование для них скрытого религиозного налога.
В выступлениях депутатов-мусульман неоднократно отмечалось, что последовательное исполнение мусульманами ряда статей российского законодательства вынуждало их нарушать заповеди шари‘ата. В частности, при обсуждении законопроекта «Об обеспечении нормального отдыха служащих в торговых заведениях, складах и конторах» фракция с думской трибуны не раз обращалась с просьбой предоставить право торговым служащим из мусульман отдыхать и праздновать в дни, определенные их религией. Поправки, предложенные М. ф., не были приняты Думой. Тогда члены фракции выразили свой протест, покинув зал заседаний. С обоснованием поправки М. ф. к законопроекту «Об изменении Устава о воинской повинности» о нецелесообразности отбывания воинской повинности мусульманскими духовными лицами выступил депутат А.Сыртланов. Это была одна из немногих поправок фракции, принятая Государственной думой и впоследствии вошедшая в закон.
М. ф. Государственной думы 4-го созыва (15.11.1912-25.02.1917; 5 сессий) состояла из 6 депутатов. Деятельность фракции протекала в политической обстановке, когда поражение османской Турции в 1-й Балканской войне 1912-1913 гг. вызвало в русском обществе подъем прославянских настроений и правые депутаты с думской трибуны открыто говорили о победе «славянства над исламом». Такая постановка вопроса вызвала протест членов М. ф. С трибуны Думы в марте 1913 г. депутат М.Джафаров призвал не сводить войну между государствами к противостоянию и борьбе двух религий. При обсуждении бюджета МИДа на 1914 г. тот же депутат от имени фракции предостерегал Государственную думу и российское правительство от вмешательства во внутренние дела Османской империи и советовал не ставить межгосударственные отношения с ней в зависимость от религиозных разногласий. В тот же период фракция поставила вопрос о необходимости увеличения числа войсковых мулл в армии, об облегчении тех тягот военной службы солдат-мусульман, которые проистекали от нарушений законов их религии.
На протяжении всех созывов Государственной думы депутаты-мусульмане поднимали вопрос об отмене ограничений юридических прав граждан в зависимости от их религиозной принадлежности. По инициативе М. ф. на рассмотрение Думы 4-го созыва был внесен законопроект «Об отмене ограничений в правах на вступление в сословие присяжных поверенных для лиц мусульманского вероисповедания». Законопроект был передан в комиссию судебных реформ и в Думе не обсуждался.
Одно из основных требований, фигурировавшее во всех заявлениях фракции по вопросам народного образования,— передача конфессиональных школ (мактаб, мадраса) из ведения МНП в ведение ОМДС. Члены фракции, поддержанные рядом прогрессивных депутатов, внесли в марте 1914г. на рассмотрение Думы законопроект «О предоставлении Оренбургскому магометанскому духовному собранию права выдавать свидетельства на звание учителей и учительниц мусульманских духовно-приходских школ (мектебе и медресе)». Законопроект был направлен на рассмотрение комиссии по законодательным предположениям и в Думе не обсуждался.
По инициативе членов фракции в июне 1914 г. в Петербурге был созван четвертый Всероссийский мусульманский съезд, обсуждавший вопросы преобразования духовного быта мусульман. Делегаты съезда приняли «Положение об управлении духовными делами мусульман Российской империи», которое предусматривало создание единой системы управления религиозными делами мусульман, расширение прав духовных правлений и оказание государственной материальной поддержки исламским духовным лицам. Решения съезда предусматривалось оформить в ряд отдельных законопроектов, что не было выполнено.
С началом первой мировой войны М. ф., не ограничиваясь политическими декларациями, приступила к практическим действиям по оказанию реальной помощи правительству в ведении войны. По инициативе фракции был созван съезд представителей мусульманских благотворительных обществ России, состоявшийся 6-10 декабря 1914 г. в Петрограде. Съезд призвал мусульман повсеместно организовать сбор денежных средств в пользу солдат и их семей, широко используя для этого различные собрания и религиозные праздники. Было принято решение о формировании санитарного отряда для отправки на Кавказский фронт, снабдив его всеми необходимыми средствами. Съезд счел также необходимым направить на фронт группу мулл, чтобы поддержать боевой дух солдат-мусульман. По инициативе делегатов съезда вскоре была создана общественная организация — Временный мусульманский комитет по оказанию помощи воинам и их семьям. Членами Комитета в числе других стали депутаты Думы К.Тевкелев, И.Ахтямов, М.ДЖафаров. По инициативе К.Тевкелева в феврале 1916 г. при фракции было созвано совещание видных общественных деятелей-мусульман. Совещание в числе прочих обсуждало вопрос о создании при фракции постоянного бюро для помощи в повседневной работе депутатов. Было принято постановление о создании такого бюро из 4 равноправных с депутатами лиц. Финансовые расходы на содержание бюро должны были покрывать за счет обязательных сборов с мусульман крупных городов— Казани, Москвы, Оренбурга, Уфы и т.д. Вскоре бюро под председательством А.Цаликова приступило к работе.
М. ф. Думы 4-го созыва своевременно отреагировала на изменение политического строя в стране— свержение монархии. 15-17 марта 1917 г. в Петрограде прошло совещание членов фракции и ее бюро, на котором было принято решение о созыве Всероссийского съезда мусульманских народов. Для подготовки и проведения съезда было образовано Временное центральное бюро российских мусульман под председательством А.Цаликова. Совещание выработало для Бюро рекомендации по делегатскому составу съезда и его повестке дня. Видные члены М. ф. всех четырех созывов Государственной думы приняли активное участие в работе первого (май 1917 г., Москва) и второго Всероссийских мусульманских съездов (июль-август 1917 г., Казань). Некоторые из мусульманских депутатов стали членами и руководителями сформированных на съездах национальных органов.
Лит-ра: III Всероссийский мусульманский съезд. Казань, 1906; Отчет члена комиссии по вероисповедным вопросам Государственной думы II и III созыва Мухамет-Шакира Харисова Тураева, депутата от Уфимской губернии. Уфа, 1912; С.Г.Рыбаков. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России (Пг., 1917)// Ислам в Российской империи: законодательные акты, описания, статистика. Сост. и автор ввод, ст., комм, и прилож. Д.Ю.Арапов. М., 2001, 267-315; Society for Central Asian Studies. 1987; Мусульманские депутаты Государственной думы России. 1906-1917 гг. Сборник документов и материалов / Сост., авт. вступит, ст. и примеч. Л.А.Ямаева. Уфа, 1998.
Л.А.Ямаева