Мусульманское кладбище у Калужской заставы (на территории совр. Московского горного института и частично Центрального парка им. М.Горького) — вероятно, одно из первых мусульманских кладбищ в Москве. Самое раннее документальное свидетельство его существования — дело 1638–1639 гг. по челобитной татарских князей, мурз, переводчиков и толмачей о разорении и распашке этого кладбища ямщиками московской Коломенской слободы. Распашка эта началась сразу после событий Смутного времени, таким образом, очевидно, что кладбище существовало как минимум ещё в XVI в. После жалобы границы кладбища были определены вновь. Помимо прочих обстоятельств это кладбище вошло в историю тем, что, по преданию, на нём или непосредственно рядом с ним татары захоронили останки казнённого Степана Разина. В 1719 г. московские татарские переводчики и толмачи подавали челобитную уже на имя Петра I с просьбой сохранить кладбище от посягательств некоего Ф.Наумова. Вероятно, при кладбище имелась и мечеть. Кладбище за Калужскими воротами было утеряно мусульманами в конце XVIII в. В рапорте Московской управы благочиния главнокомандующему Москвы П.Д.Еропкину от 15 января 1787 г. Управа предлагала передать землю Татарского кладбища А.Г.Орлову-Чесменскому. Выдвинутые Управой аргументы сводились к следующему: хоронить там после 1771 г. запрещено (после эпидемии чумы мусульманам выделили участок земли за Даниловским православным кладбищем), к тому же оно окружено владельческими дворами. Жители Татарской слободы в ответ писали, что кладбище издавна использовалось московскими мусульманами для своих нужд, но время его основания им неизвестно. Согласно плану кладбища по генеральному межеванию (1757 г., он хранился у жителя Татарской слободы мурзы Иосифа Сулейманова, сына Байцына), оно занимало площадь в три десятины 293 квадратных сажени.
Челобитная татарских мурз и толмачей Петру I с просьбой защитить кладбище от посягательств, 1719 г.
Отнять землю у татар никто не мог: чиновникам нужен был добровольный отказ или согласие на продажу. Уже весной 1787 г. Московская управа благочиния доносила главнокомандующему Москвы П.Д.Еропкину, что житель Татарской слободы (и, вероятно, глава московской мусульманской общины) ‘Абд ар-Рахман Семенеев и другие её жители из-за нехватки средств не в состоянии огородить площадь кладбища забором, построить вблизи каменную мостовую и следить за её состоянием, а также содержать полицейскую должность. Татары решили продать участок, и 21 января 1790 г. Семенеев прошением в Московскую управу благочиния отказался от содержания и владения кладбищем навечно. Вследствие этого 7 февраля 1790 г. кладбище было отдано А.Г.Орлову-Чесменскому в вечное потомственное владение. Во избежание возможных недоразумений в будущем, 20 февраля 1790 г. главнокомандующий предложил Управе обязать татар распискою в том, чтобы они, добровольно оставив кладбище, не просили после как о его возвращении, так и об отдаче взамен него другого. Вероятно, уже к началу XIX в. это кладбище было полностью уничтожено застройкой.
Лит-ра: ЦИАМ. Ф. 16 (Канцелярия московского генерал-губернатора). Оп. 1. Д. 104, 165; РГАДА. Ф. 159. Оп. 2, № 636; Ф. 131, 1719, № 1; Ал.Маслов. Древние урочища Замоскворечья. Крымский двор // Московский журнал. 1992, № 11/12, 36–44; он же. Крымский луг // Там же. 1993, № 5, 18–23; Сытин. История планировки; Хайретдинов. Мусульманская община; И.В.Зайцев. В надежде на посмертное воздаяние… // Восточная коллекция. Весна 2005. № 1 (20), 134–141.
И.В.Зайцев