МУХ̣А̄КАМА — судебный процесс. Порядок судопроизводства в исламе сложился в главных чертах к середине VIII в. и основан на трех главных принципах: личное участие сторон в процессе, гласность процесса, непрерывность процесса. Процесс должен вестись устно, письменные же свидетельства и доказательства рассматривались только как записи для памяти, истинность которых должна быть удостоверена свидетелями (шахидами). Стороны сами выдвигают обвинение или предъявляют иск и сами защищаются.
Если необходимо расследование, то его проводит кади или его доверенное лицо. Если какая-то из сторон не может сама присутствовать на процессе, то ее может представлять уполномоченный (вакил), но на это обязательно должно быть согласие кади. Стороны могут прибегать к помощи посторонних знатоков права, которые в процессе выполняют функции адвокатов, но для суда они могут быть только свидетелями. Для обеспечения наиболее широкой гласности процесс должен проходить в таком месте, где может собираться народ: на площади, перед домом правителя или кади, в специальном помещении (махкама) и т. п. Штат суда непостоянен: кади сам комплектует его по своему усмотрению секретарями, переводчиками, курьерами и др., оплачивая их из общей сметы суда.
В ходе судебного процесса истина может быть установлена либо признанием одной из сторон правоты другой, либо показаниями свидетелей, либо клятвенным заверением одной из сторон в своей правоте. Порядок самого процесса таков: после выдвижения обвинения или подачи иска кади оценивает возможности явки сторон к назначает место и время слушания дела. В начале процесса обвиняющая сторона излагает свое обвинение или претензию, предъявляя по мере необходимости доказательства и приводя показания свидетелей; обвиняемая сторона защищается, приводя аргументы в свою защиту. Если выясняется, что одной из сторон необходимо время для сбора каких-либо дополнительных доказательств, процесс на это время может быть отложен. Если ни доказательства, ни показания свидетелей не доказывают правоту одной из сторон, стороны приводятся к клятве, причем обвиняющая сторона приводится к клятве первой. Если все эти возможности исчерпаны, а претензии не доказаны, процесс прекращается. Если обвиняющая сторона уже после процесса найдет дополнительные доказательства своей правоты, она может начать новый процесс.
В настоящее время так ведутся процессы только в духовных судах, разбирающих главным образом дела, связанные с нарушениями ритуала, семейными и некоторыми имущественными отношениями (наследование и раздел имущества, опека, поручение, надзор за выплатой махра и др.). Все дела, требующие расследования с применением сложных современных методов, духовными судами не рассматриваются.
Лит-ра: ал-Маварди. Ал-Ахкам, 107—128; Tyan. Judicial Organization, 243—248; Schacht. Introduction, 188—189.
А.С.Боголюбов