Мухаммад Кази, Мухаммад б. Бурхан ад дин ал-Мискин ас-Самарканди (ок. 1451— 1516)— крупнейший представитель братства накшбандийа в Мавараннахре. Родился в г. Ахсикате, по преданию, происходил из семьи касанских саййидов. Когда М. К. был еще в юношеском возрасте, его отец перевез семью в Самарканд и стал там судьей (кази) в одном из кварталов (гузар). К тому времени М. К. учился в мадрасе Ахсиката, где стал учеником Мир Саййид А‘зама — шайха суфийского братства ‘ишкийа. В Самарканде он продолжил учебу в мадрасе Улуг-бека и затем непродолжительное время занимал должность квартального кази вместо покойного отца. Вскоре, «остыв к мирским делам», он стал учеником знаменитого накшбандийского шайха хваджи Ахрара (ум. в 1490 г.) и находился у него «в услужении» 12 лет. Только однажды М. К., из-за конфликта с сыновьями хваджи Ахрара, на полгода покинул последнего и провел это время у знаменитого богослова и поэта ‘Абд ар-Рахмана Джами (ум. в 1492 г.). Вернувшись из Харата/Герата, М. К. вновь отправляется «в услужение» к хвадже Ахрару в Ташкент, где они «завоевали душу смирения и пленили сердце покорности» ташкентского правителя, сына Йунус-хана (ум. в 1487 г.), Султан Махмуд-хана (1487-1509). Позже (конец 1502 г.) по просьбе этого правителя М. К. пытается урегулировать его отношения с Шайбанидами (1500-1598), но безуспешно: Султан Махмуд-хан не смог избежать военного столкновения и был вынужден уступить свои наследственные территории Шайбанидам.
В дальнейшем М. К. сблизился с Шайбанидом Махмуд Султаном (1500-1504), который перевез шайха в свой удел — Бухару. После смерти Махмуд Султана (весна 1504 г.) при дворе его сына и преемника ‘Убайд Аллах-хана (1504-1540) сложилась сильная оппозиция М. К., который, опасаясь своих противников, отказался от проповедей и даже не держал у себя в доме «книг по суфизму». Тем не менее он прожил в Бухаре еще 6 лет и даже принял участие в спасении знаменитого историка Мирзы Хайдара (1500-1551), которого по приказу Шайбани-хана (1500— 1510) должны были убить. После смерти последнего М. К. покинул Бухару и поселился в Фаргане/Фергане; здесь на некоторое время установилось правление Са‘ид Султана — выходца из дома Моголов, с которыми у М. К. были давние и прочные связи. Когда в 1514 г. Са‘ид Султан покинул Фергану под давлением Шайбанидов, М. К. остался в Ахсикате, откуда его увез с собой Шайбанид Суйунч-хваджа в свой ташкентский удел. Там М. К. вскоре умер в возрасте между 60 и 70 годами. Он похоронен на кладбище при знаменитом мазаре хваджи Ахрара (в 6 км к юго-западу от Самарканда).
М. К. оставил несколько сочинений (точное количество пока не установлено). Наиболее известны из них биография его учителя хваджи Ахрара «Силсилат ал-‘арифин» и небольшой трактат «О правилах управления государством» (название условное). И хотя этот трактат составлен под влиянием аналогичного сочинения Насихат-нама, приписываемого ‘Абд Аллаху ал-Ансари ал-Харави (ум. в 1088-89 г.), М. К. достаточно ярко отразил в нем политические неурядицы своей эпохи. Менее известно его сочинение Тазкират ал-аулийа’. По структуре и содержанию оно довольно близко к Силсилат, однако содержит ряд любопытных отрывков из неизвестных биографий мавараннахрских шайхов, взгляды автора на практику и «секреты Пути накшбандийа» и т.п.
Пытаясь вывести накшбандийа из стагнации, в которую попало братство после смерти хваджи Ахрара, М. К. предпринял попытку реформировать его ритуальную практику. Основную цель этих реформ М. К. видел в том, чтобы превратить накшбандийа в «соль и квинтэссенцию всех суфийских братств», в Путь, «приемлемый и тюрку, и таджику». Так, М. К., вопреки своему учителю, не возбранял практику сама‘ на суфийских собраниях, которые проводились при большом стечении народа, также принимавшего участие в распевании бесхитростных по содержанию стихов. Эти и другие «новшества» в ритуале накшбандийа вызывали возражения и осуждения со стороны других учеников хваджи Ахрара, хотя часть членов братства все же поддержала его. Реформирование ритуалов братства продолжил ученик М. К. — Махдум-и А‘зам.
Лит-ра: Мухаммад Кази. Силсилат; он же. Тазкират; Каилифи. Рашахат, 11, 626-631; Ахмад Касани. Насихат; он же. Танбих, 141-142; Дуст Мухаммад б. Фахр ад-дин ал-Киши. Силсилат ас- садикин ва-анис ал-‘ашикин. Рук. ИВ АН РУз., № 2471; Мухаммад Хайдар. Тарих-и Рашиди, 140-143, 194-196, 283-288 и далее.
Б.М.Бабаджанов