Мухаммад-Рафи‘, Мухаммад мулла Рафи‘ Дийа ад-дин Абу-л-Фатх ал-Макки; Мухаммад-Рафи‘ аш-Ширвани; мулла Чалли (?) ар-Рафи‘; Мухаммад мулла Рафи‘, прозванный Ма‘сумом («Непогрешимый») — дагестанский историк, живший во второй половине XIII— первой половине XIV в. В 1312-13 г. он составил историческую хронику Та’рих Дагистан («История Дагестана») о судьбах ислама и первых носителей идей ислама в Дагестане. Хроника впоследствии обрастала новым материалом и приобрела «окончательный» облик в XVII в.
Та’рих Дагистан — свод различных и разновременных исторических рассказов и легендарных сюжетов. В структуре хроники можно выделить четыре самостоятельные линии повествования: судьбы язычества и правителей области Авар (Аварии); исламизация дагестанских обществ; борьба дагестанцев с монгольскими отрядами; дагестанские феодальные правители-шамхалы в XIV в. и их налоговая политика. Та’рих Дагистан — это свод отдельных хроник, объединенных общей идеей, официальная летопись, представляющая интересы правителей Кумуха (или Газикумуха). Древнейшая часть свода датируется первой половиной X в.; это рассказ о языческом Дагестане с позиций мусульманина, непримиримого к языческому обществу. Жителей области он хулит как идолопоклонников, а их владетелей (салатин) обвиняет в нечестивости. Наиболее зловредным был, по мнению автора рассказа, живший в городе Танус языческий правитель Авара (Аварии) по имени Суракат, по прозвищу нусал.
Ведущая тема хроники — исламизация дагестанских обществ, в частности Кумуха, Кайтага, Аварии. Начало этого процесса отнесено к первой половине IX в. и связывается с именами представителей рода пророка Мухаммада — потомков дядьев пророка Мухаммада, «господина мучеников» (саййид аш-шухада’) Хамзы и «предводителя верующих» ‘Аббаса: шайхов Абу Исхака Ибрахима, Ахмада, ‘Али, Насир ад-дина. Они вышли с двухтысячным отрядом из Макки/Мекки и ал-Мадины/Медины и прошли много областей, пока не обосновались в Дагестане. Потомки этих шайхов установили здесь свою власть, в частности в Кайтаге (Хайдак), где построили много новых населенных пунктов и избрали своей столицей город Калакорейш («Крепость курайшитов»), ставший одним из опорных пунктов ислама. В вопросе о датировке исламизации всего Дагестана IХ-X вв.) М.-Р. противоречит как другой исторической хронике — Дарбанд-нама, так и авторам арабских исторических и географических сочинений XXIII вв. Исследования отечественных востоковедов показали, что исламизация Дагестана была длительным процессом, растянувшимся на многие века (VII-XVI вв.).
М.-Р. не только впервые тесно связал историю Дагестана с ближневосточным миром, но и предпринял попытку обосновать мысль о том, что ислам в Дагестане и власть шамхалов — это закономерное явление. Официальный характер свода различных хроник очевиден. Обращает на себя внимание и богатая терминология Та’рих Дагистан: упоминаются социальные верхи (амир, султан, вали, хаким — «интеллектуалы»), социальные низы (ра’айа — «низшие»), налоговая политика (харадж, джизйа, ‘ушр, закат). Еще богаче географическая номенклатура. Та’рих Дагистан — первая дагестанская хроника, проникнутая идеей единства всех областей региона в борьбе против внешних врагов. Хроника показала также сельскую общину или союз сельских общин как устойчивую фискальную единицу и субъект права. Впервые в дагестанской исторической литературе упомянут географический термин «Дагестан».
Сочинение М.-Р. — ценный источник, отразивший политический, социально-экономический и идеологический облик средневекового дагестанского общества. В настоящее время известно более 40 списков Та’рих Дагистан в копиях XVIII — начала XX в. Все тексты— на арабском языке, а переписчики — дагестанцы по происхождению.
Лит-ра: Derbend-Hameh, 559-677; Извлечение из истории Дагестана, составленное Мухаммадом Рафи // ССКГ. Тифлис, вып. V, 1871; А.Р.Шихсаидов. Дагестанская историческая хроника «Тарих Дагестан» Мухаммеда Рафи (к вопросу об изучении)// ППВ. 1972, 1977; Шихсаидов, Айтберов, Оразаев. Сочинения, 85-108.
А.Р.Шихсаидов