Мухиддинов Ходжа (хваджа) Исомиддин — современный продолжатель традиций братства накшбандийа. Родился в 1939 г. в сел. Хожалар Каракульского р-на Бухарской обл. В 1963 г. окончил Самаркандский медицинский институт, профессиональную стажировку прошёл в Москве и Ленинграде, работал в районной больнице.
Исомиддин рос и воспитывался в духовной семье, где получил начальное образование в арабской письменности. Его дед Мухиддин-хваджа учился в мадрасе Мир-и ‘Араб в Бухаре и воспитывал своих сыновей на мусульманских традициях. Духовные интересы и занятия семьи Мухиддиновых были причиной неприятностей, пережитых её членами в годы советской власти. Отец Исомиддина в 1949 г. был репрессирован, реабилитирован лишь после смерти Сталина.
Семья Мухиддиновых принадлежала к потомкам ишанов, что в значительной мере повышало авторитет Исомиддина-врача среди населения — выписанные им рецепты пациенты считали «сверхъестественными» и поэтому носили их на шее как талисман.
В годы советской власти М. скрывал свою принадлежность к потомкам хваджи Баха’ ад-дина Накшбанда (1318–1389) — крупнейшего представителя среднеазиатского суфизма XIV в., эпонима братства накшбандийа. С изменением в Республике Узбекистан отношения к представителям духовенства и религии в целом М. открыто заявил о своей принадлежности к «святому семейству». На это откликнулись сотрудники Народной академии имени Бахауддина Накшбанда в Бухаре. Им была предоставлена рукописная родословная (шаджара), которая хранилась в роду М. и по семейной традиции передавалась от поколения к поколению. Эта шаджара в кожаном переплёте записана на кустарной бумаге размером 26 см на 5,2 м почерком наста‘лик. Текст хорошо сохранился. По обеим сторонам документа имеются оттиски овальных и круглых печатей, а также оттиск печати бухарского казия — кади Бадр ад-дина. Судя по этой родословной, М., его сын хваджа Махмуд и внук хваджа Нур ад-дин являются потомками Баха’ ад-дина Накшбанда.
В апреле 2004 г. сотрудники Научного центра изучения братства накшбандийа при Бухарском музее совершили научную экспедицию в Каракульский р-н Бухарской обл. с посещением М. Из уст самого М. им удалось получить некоторые сведения об исполнении «тихого» зикра (зикр-и хафи) на современном этапе. По словам М., ныне практикуется зикр, называемый чхар тасбих, который исполняется в месяце рамадан с участием 40–50 человек. После утреннего намаза (бомдод) читается сура Йа син, а после вечернего (хуфтан) — сура ал-Мулк. Один из присутствующих читает суры, остальные повторяют их.
М. открыто признаётся в непрофессиональности исполнения им зикр-и хафи и в недостаточной осведомлённости в его теоретических и практических правилах. Тем не менее он и его окружение унаследовали от предков отдельные элементы практического исполнения зикр-и хафи и по мере возможности стараются сохранить их и передать нынешнему поколению.
Х.Тураев