Мухр-и пир-и дастгир (перс.-тадж., «печать Пира-Хранителя») — название ритуальных печатей, появление которых в обрядах мусульман Бухары связано с именем знаменитого суфийя, ханбалитского богослова и проповедника ‘Абд ал-Кадира ал-Джилани (1077–1166), эпонима суфийского братства кадирийа. Термин дастгир («хранитель», «помощник», «покровитель») — один из титулов ‘Абд ал-Кадира ал-Джилани; употреблённый в составе надписи, он и дал название этой группе печатей.
Печати представляют собой круглые серебряные или медные пластины с петлевидной или цилиндрической ручкой на тыльной стороне. Рядом с ручкой (у края основной пластины) припаяны тонкие пластинки разной формы — определители направления оттиска. Диаметр основных пластин 60–64 мм, вес до 44 г. Кроме того, существует ряд оттисков круглой или овальной формы (от разных печатей) на небольших листках бумаги кустарного производства.
Лицевая сторона печатей сплошь покрыта гравированным текстом на персидском языке с арабскими вставками. Надписи, выполненные почерком наста‘лик, состоят из 6–8 строк, вокруг которых за линейным круговым ободком помещена инвокация на арабском языке в отделённых друг от друга частях. Надпись в центре круга (один из вариантов) гласит: Саййид-и // султан-и факир хваджа-йи махдум-и вали // шам’-и базм-и мустафа фарзанд-и дилбанд-и ‘Али // аз ту михахам мадад эй па ба душ-и хар вали // падшаха шайх-и маулана Мухйи ад-дин Джали (?) 1336 // рахнамайи хар ду ‘алам гаус ал-а‘зам-и дастгир // кун мадад махбуб субхан шах // Джилани вали («Господин властитель бедных, почтеннейший святой наставник, свеча на пиру Избранника, возлюбленный потомок ‘Али! Прошу у тебя помощи, о след на плече каждого святого, владыка, шайх, благодетель наш Мухйи ад-дин Джали — 1336 [1917-18 г.], указующий путь в обоих мирах, великий покровитель, хранитель, помоги возлюбленному, прославленному владыке, святому Джилани!»).
Надпись в картушах по кругу (один из вариантов): Йа гаус ал-а‘азам шийа’ Аллах // агисни би-изн Аллах // би-хурмат Мухаммад [и]бн ‘Абдаллах // салла Аллах ‘алайхи ва-саллама («О великий покровитель, творение (?) Аллаха! Дай мне приют с позволения Аллаха святостью Мухаммада б. ‘Абдаллаха — да благословит его Аллах и да приветствует!»).
В представлениях последователей братства кадирийа большое место занимает фигура его основателя, который и после смерти якобы продолжал быть членом братства и руководить им через живых посредников. Состав и содержание надписей на печатях связаны с обожествлением ал-Джилани его приверженцами.
Печать М. п. д. применяется в обряде хатм-и йаздахум, совершаемом мусульманами Бухары и также связанном с именем ‘Абд ал-Кадира ал-Джилани. Оттиски печатей рекомендуются как средство от сглаза, для лечения болезней, достижения успеха в делах — словом, призваны оказывать человеку помощь во всех его делах.