НАЗ̣АР — умозрение, теоретическое рассмотрение. В фикхе в этом значении употреблялись термины ра’й и кийас. В каламе под Н. понималось главным образом рассуждение, ведущее от известного к неизвестному, и в этом смысле его эквивалентами служили слова бахс, фикр, тафаккур, истидлал, ввиду чего их наука часто именовалась ‘илм ан-назар ва-л-истидлал. В фалсафа на основе соотнесения теории (назар) и практики (‘амал) различали теоретический разум (ал-‘акл ан-назари) и разум практический (ал-‘акл ал-‘амали), а науки делили на теоретические (‘улум назарийа — физика, математика, метафизика) и практические (‘улум ‘амалийа — этика, домоустроение, политика).
Лит-ра: ат-Таханави. Кашшаф истилахат ал-фунун. 1.Каир, 1963, 3—76; Massignon. Essai, Index; van Ess. Die Erkenntnislehre, 237—363.
Тауфик Камель Ибрагим, А. В. Сагадеев