НАК̣ӢБ (мн. ч. нук̣аба̄’; «старейшина», «глава»; «уполномоченный») — термин, широко употреблявшийся в практике религиозно-политических движений и конфессиональных общин ислама. В системе аббасидской пропаганды и исма‘илитского «призыва» Н., число которых (12) было установлено по примеру 12 учеников Христа и 12 «уполномоченных» (Н.) пророка Мухаммада, играли руководящую роль; в исма‘илизме Н.— уполномоченный имама, одно из высших званий духовной иерархии. Сложение института Н. как главы шарифов, потомков «семьи Пророка», проходило в условиях обострения отношений между Аббасидами и Алидами — и те и другие притязали на ближайшее родство с Мухаммадом. По приказу халифа ас-Саффаха (749—754) был составлен официальный генеалогический список (тумар) Хашимитов, имевших право на государственное пособие как потомки Пророка. Составление списка было поручено уполномоченному (Н.), который должен был быть избран из потомства аббасидского имама Ибрахима б. Мухаммада (уб. в 748 г.). Первым Н. Хашимитов стал его сын Мухаммад (с 749 по 801 г.). На Н. было возложено осуществление юрисдикции над потомками Пророка и членами их семей, имевшими особый статус (освобождались от уплаты садаки, получали пособие и т. д.) В каждом городе имелся Н., назначавшийся халифом. Н. часто возглавляли караваны паломников.
До начала X в. обе враждовавшие ветви Хашимитов, Алиды и Аббасиды, находились под юрисдикцией общего Н., ставленника Аббасидов. Однако в 917 г. в результате возвышения Алидов и при покровительстве вазира Ибн ал-Фурата талибиты (Алиды и их родственники — потомки Абу Талиба) получили право иметь автономного Н. из числа Алидов. В Багдаде за должность Н. боролись и владели ею попеременно хасанидская и хусайнидская ветви Алидов. Известный Н.- хусайнид аш-Шариф зу-л-манакиб ал-Хусайн б. Муса ал-Мусави, о назначении которого Н. талибитов сохранилась грамота, в течение 40 лет (с 965 по 1006 г.) шесть раз смещался и восстанавливался в этой должности. Его преемниками в должности Н. талибитов в Багдаде были последовательно его сыновья ар-Ради (ум. 1016 г.) и ал-Муртада (ум. в 1044 г.). Алидские Н. распределяли среди своих родственников ежемесячное пособие, на их имя подавали жалобы, они вершили суд (разбирали жалобы, определяли наказание и т. д.).
В XI в. антишиитская политика Сельджукидов привела к тому, что наряду с багдадской линией талибитских Н., которых представлял дом Му‘аммара (Н. с 1062 по 1097 г.), сложилась линия талибитских Н. в Рее. Первым Н. этой линии был ‘Али б. Мутаххар ад-Дибаджи (ум. в 1067 г.), ученик Абу Джа‘фара ат-Туси.
Помимо Н. Хашимитов в Багдаде существовали также старейшины ансаров — Н. ал-ансар. Так, одним из известных Н. ал-ансар был ханбалит ‘Абд ас-Салам б. Ахмад (ум. в 1075 г.).
В суфизме Н.— представитель/уполномоченный главы (ал-кутб, ал-вали) братства на местах.
Лит-ра: Мец. Ренессанс, 133; L. Massignon. Cadis et naqibs baghda- diens. —WZKM. 1948, 51/1—2, 111 — 115.
С. М.Прозоров