НАК̣ШБАНД, Баха̄’ ад-дӣн Мух̣аммад б. Бурхан ад-дӣн Мух̣аммад ал-Бух̱арӣ (1318—1389), широко известный как Ходжа-йи бузург и Шах-и накшбанд—крупнейший представитель среднеазиатского суфизма XIV в. От его ремесла (накшбанд — чеканщик) происходит название суфийского братства накшбандийа, вместе с тем традиция братства не считает его основателем: он — пятый в цепи руководителей накшбандийа. Духовным основателем (и первым в линии силсила) накшбандийа считается ходжа Йусуф ал-Хамадани (ум. в 1140 г.), который воспитал ал-Гидждувани — основателя школы хваджаган.
Н. родился в семье таджика-ремесленника в селении Каср-и хиндуван (впоследствии переименованном в его честь в Каср-и ‘арифан), умер в родном селении. Его отец был ткачом и чеканщиком (накшбанд). Основную роль в судьбе Н. сыграл дед, имевший прочные связи с суфиями, он и пробудил у внука интерес к мистике. Первым наставником Н. был шайх Мухаммад Баба-йи Симаси, который незадолго до смерти (ум. в 1340 г.) приказал своему халифа Амиру Саййиду Кулалу (ум. в 1370 г.) взять Н. к себе в ученики, ввести в общество дарвишей ходжаган и обучить его правилам их мистического Пути. Согласно традиции братства, Н. прошел духовную инициацию (руханийа) с помощью ‘Абд ал-Халика ал-Гиджувани, которого он увидел во сне и который направил его к Саййиду Кулалу, но Н. пришел к последнему как увайси, т. е. мистиком, постигшим истину Пути без помощи руководителя. В то же время, согласно устойчивой легенде, получившей отражение в Макамат-и Амир Саййид Кулал Шихаб ад-дина б. бинт-и Амир Хамзы (XV в.) и Анис ат-талибин ва ‘уддат ас-саликин (или Макамат-и Баха’ ад-дин Накшбанд) Салаха б. Мубарака ал-Бухари (XIV в.), Н. сам пришел к нему, убедившись в тщете всего мирского. Затем в течение семи лет он проводит в услужении у ‘Арифа Диггирани, после чего обучается у «тюркских» шайхов Кашим-шайха и Халил-ата (у последнего в течение 12 лет). Почти всю жизнь Н. прожил в Бухаре и окрестных селениях. Дважды совершил хаджж.
В источниках Н. представлен проповедником довольства малым и добровольной бедности (он зарабатывал на хлеб своим трудом, довольствовался старой циновкой и разбитым кувшином и считал грехом для суфия иметь слуг или рабов). После смерти Н. постепенно был признан святым и ходатаем перед богом, чудодеем и покровителем Бухары. Н. был канонизирован, и его культ получил широкое распространение как в Средней Азии, так и в сопредельных странах, а мавзолей над его могилой, воздвигнутый в 1544 г. Шибанидом ‘Абд ал-‘Азиз-ханом, стал исключительно популярным местом паломничества: считалось, что трехкратное посещение его могилы заменяет хаджж в Мекку и Медину.
Встав во главе общины, идущей по Пути ходжаган, Н. заложил организационные основы будущего братства накшбандийа, которые окончательно оформились уже при его преемниках. Он возродил и продолжил традиции и взгляды ‘Абд ал-Халика ал-Гидждувани, воспринявшего идеи течения маламатийа, и соединил в своем учении положения двух школ местного мистицизма— Ахмада ал-Йасави (ум. в 1166 г.) и ‘Абд ал-Халика ал-Гидждувани (ум. в 1180 или 1220 г.). Учение Н. распространило и укрепило суннитский ислам среди кочевых и полуоседлых тюркских племен, прочно закрепившихся в его время в Средней Азии.
Н. отвергал показную набожность и обрядность, уводящие в сторону истинного мистика: сорокадневные посты, бродяжничество, нищенство, публичные радения (сама‘) с музыкой, пением и танцами, громкий (джахр) зикр. Он считал бесполезной силсилат ал-барака («цепь благодати»), передающей святость руководителю братства от его основателя, т. к. барака даруется любому мистику непосредственно богом, отсюда его отрицание необходимости «ви́дения патрона» во время медитации (мушахада). Духовная чистота, отказ от стяжательства, добровольная бедность, никаких контактов с властями и жизнь-синобиум в обители — его основные требования. Суфий должен строго следовать сунне Пророка, его сподвижников и выполнять все предписания шари‘ата. Основа пути Н.— страстное влечение к Истине и тихий (хафи, хафийа) зикр («Выбей, вырежи в своем сердце поминание имени божьего»). Тихий зикр может быть также коллективным. К восьми принципам (калимат-и кудсийа) ал-Гидждувани он добавил еще три (эти одиннадцать положений стали основными принципами братства накшбандийа): 1. Вукуф-и замани — временная остановка. Постоянный контроль за тем, как суфий проводит свое время: если праведно, пусть благодарит бога, а если неправедно, то в соответствии с содеянным пусть просит прощения. 2. Вукуф-и ‘адади — остановка для исчисления. Контроль за тем, чтобы мысленно произносимый индивидуальный зикр отправлялся в строгом соответствии с установленным числом повторов и в согласии с предписанной формулой. 3. Вукуф-и калби — сердечная пауза. Представить себе мысленно образ сердца с выбитым в нем именем бога, чтобы еще раз удостовериться, что в сердце нет ничего, кроме бога.
Письменных трудов Н. не оставил.
Лит-ра: Рисала-йи кудсийа; Парса. Анис ат-талибин; Макамат-и хваджа Накшбанд; Шихаб ад-дин. Макамат-и Амир Кулал. Бухара, 1328/1910; Djami. Nafahat, 434, 436—437, 439—445; Рашахат, 20—27, 41—57; Семенов. Бухарский шейх; Бартольд. Соч., 2/2, 425—426; Гордлевский. Бахауддин Накшбанд, 377—381; Демидов. Суфизм, 17, 70—73; Mole. Dare Mansour; Algar. Bibliographycal notes, 254—256.
О. Ф. Акимушкин