Намаз (перс., синоним араб. ас-салат) — нормативная молитва, одно из пяти обязательных предписаний ислама. Это обозначение нормативной молитвы получило распространение среди мусульман Средней Азии, Поволжья, Азербайджана. Основу среднеазиатского Н. составляет общемусульманский цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением на арабском языке молитвенных формул в строго определенном порядке. Соблюдается также цикл пятикратной обязательной ежедневной молитвы, однако сами молитвы называются не по-арабски, а по-персидско-таджикски. Эти же названия молитв переняли некоторые тюркские народы Центральной Азии (узбеки, туркмены, киргизы, казахи, уйгуры), проживающие в пределах иранского этнолингвистического региона.
Первая молитва на рассвете (Н. бомдод) состоит из двух рак‘атов, вторая в полдень (Н. пешин) — из четырех, третья предвечерняя (Н. дигар) — также из четырех, четвертая на закате (Н. том) — из трех, пятая с наступлением ночи (Н. хуфтан) — из четырех. Формулу намерения (нийа) произносят также не на арабском, а на персидско-таджикском языке, в том числе названные выше тюркские народы. В отличие от арабских стран, в Средней Азии молиться без головного убора категорически запрещено: считается, что на непокрытой голове сидит шайтан. Существует также запрет на посещение мечети женщинами — они должны молиться дома. Некоторые молитвенные позы и движения женщин отличаются от поз и движений мужчин: женщины не кланяются так низко, как мужчины, не поднимают руки вверх, а кладут их на грудь. Н. совершается коллективно и индивидуально в любом ритуально чистом месте, кроме полуденной молитвы в пятницу — Н. джума, которую положено совершать в пятничной мечети (джума). В Средней Азии на раннем этапе распространения ислама (VIII–IX вв.) существовали открытые места моления (араб. мусалла, перс. намазгах), функции которых постепенно перешли к специальным молитвенным домам — мечетям (араб. масджид). Подобные открытые места для совершения коллективных праздничных молитв отмечены у мусульман Кавказа, например, мечети праздничной молитвы (табасар. машкврин гулгнин мист) в дагестанском Табасаране.
Лит-ра: Ирвинг. Жизнь, 276–278; Петрушевский. Ислам, 63–64.
Д.Абдуллоев