НИЗАМ АЛ-МУЛК (почётное прозвание-лакаб; настоящее имя – Абу ‘Али ал-Хасан ибн ‘Али ат-Туси; 10.IV.1018, Радкан, или 1019/20, Ноукан, близ Туса, – 14.X.1092, Сахна, близ Нехавенда), государственный деятель.
Происхождение и возвышение (1020-е – 1060-е)
Потеряв еще во младенчестве мать, начальное образование получил у отца – ‘Али ибн Исхака ат-Туси, выходца из мелких землевладельцев (дихканов) округа Байхак (ныне Себзевар, остан Хорасан-Резави Исламской Республики Иран), служившего по налоговому ведомству в округе Радкан под началом Абу-л-Фадла Сури, наместника (вали) Хорасана при Махмуде Газнави. Под отцовским руководством выучил наизусть Коран (Кур’ан). Продолжил обучение у ‘улама’ Туса (ныне – в черте Мешхеда, у Абу ‘Абдаллаха ибн Мухаммада) и Нишапура (у известных знатоков мазхаба шафи‘ийа Хибаталлаха Муваффак ли-дин-Аллаха и ал-Кушайри). Занимался также талаб ал-‘илм в Халебе (у Абу-л-Фатха ‘Абдаллаха ибн Исма‘ила), Багдаде (у Абу-л-Хаттаба ибн Батра) и Исфахане (у Мухаммада ибн ‘Али). Изучал ‘илм ал-хадис у Абу Бакра Мухаммада ибн Йахйи ал-Музакки.
Провёл молодость и, по-видимому, начал чиновничью карьеру в Газнине (ныне Газни, столица одноименного вилаята Исламского Государства Афганистан), куда его отец бежал через Хусрауджирд после победы братьев Салджукидов (ас-Салджукийа) – Тогрул-бега и Чагры-бега – над сыном Махмуда, амиром Мас‘удом, при Данданакане в 1040 г. В конце 1040-х гг. перешел на службу к одному из военачальников Мика’ила – отца Тогрул-бега и Чагры-бега – в Балхе. К 1054 г. перебрался в ставку Чагры-бега в Мерве (Марв), где поступил под начало «старейшины» (‘амид) Абу-л-‘Али ибн Шазана, видного знатока хадисов и вазира при Алп-Арслане Мухаммаде – старшем сыне и наместнике Чагры на востоке Хорасана.
Снискав расположение Ибн Шазана, который на смертном одре рекомендовал его Алп-Арслану, в 1059 г., после кончины Чагры, возглавил всех чиновников-хорасанцев. Тогда же, по-видимому, получил прозвания-лакабы Низам ал-Мулк («Порядок Царства») и Гийас ад-Даула («Помощь Державе»), к которым позднее присоединились Шамс ал-Милла («Солнце Общины») и Тадж ал-Хадратайн («Венец Обоих Присутствий [халифского и султанского]»).
В октябре 1063 г. способствовал восхождению на престол Алп-Арслана (с лакабом Дийа’ ад-Дин ва-‘Адуд ад-Даула), противодействуя вазиру Тогрул-бега, ‘Амид ал-Мулку Абу Насру ал-Кундури, который, опасаясь, что старший царевич назначит на его место собственного советника, сделал ставку на младшего сына Тогрула – Сулаймана. По вступлении Дийа’ ад-Дина Алп-Арслана Мухаммада в Рей (Райй) сохранял вазират за ‘Амид ал-Мулком ал-Кундури, но в декабре поспособствовал его смещению и ссылке в Марварруд и получил его должность. В январе 1064 г. сыграл важную роль в подавлении мятежа султанского дяди Куталмыша. В феврале 1064 г., когда Абу Наср ал-Кундури обратился за поддержкой к жене молодого султана, побудил последнего его обезглавить.
На протяжении царствования Алп-Арслана (1063–1072) как «старший вазир» (вазир-и кабир) сопутствовал ему во всех переездах и походах, кроме битвы 1071 г. при Манцикерте, когда сопровождал обоз на Иранское нагорье. Осуществлял и самостоятельные военные предприятия, например, захват Истахра в Фарсе (1067).
Наладил взаимоотношения с халифом (халифа) ал-Ка’им би-Ллахом (1031–1075), ухудшившиеся при ал-Кундури, и получил от него лакабы «Опора Державы и Вероустава» (Кивам ад-Даула ва-д-Дин) и «Угодный Повелителю верующих» (Ради амир ал-му’минин – первое прозвание такого типа применительно к вазиру). Вначале доверительно взаимодействовал с вазиром ал-Ка’им би-Ллаха, Фахр ад-Даулой из семейства Бану Джахир, но, столкнувшись с его интригами, в 1068 г. способствовал его отставке и продвигал на его пост своих ставленников – отца и сына Абу Йа‘лу и Абу Шуджа‘ ар-Рузравари. Впоследствии примирился с возвращением Фахр ад-Даулы Ибн Джахира на пост вазира и в начале 1070-х гг. выдал 2 своих дочерей – сначала Нафсу, затем Зубайду – за его сына, ‘Амид ад-Даулу (ум. в 1100).
Верховный сановник Салджукидского султаната (1070-е – 1090-е)
Обеспечил переход престола к младшему сыну Алп-Арслана Джалал ад-Дину Малик-шаху, несмотря на сопротивление его старшего брата Кавурда. В этой связи удостоился пожалований и почетных одежд (хил‘ат) и икта‘, включавшего Тус и окрестности, а также (впервые в истории исламского мира) тюркского звания атабек (арабский эквивалент ал-амир ал-валид – «эмир-родитель»; малолетний государь называл его отцом). Возглавил военную и гражданскую администрацию всей державы как «атабек войск» (атабак ал-джуйуш) и «великий ходжа» (хваджа-йи бузург).
Сопровождал Малик-шаха, так же как и Алп-Арслана, в столице – Исфахане – и в большей части разъездов. В административной работе опирался на начальника налогового ведомства (мустауфи) Шараф ал-Мулька и главного делопроизводителя (мунши) Камал ад-Даулу. В 1073 г., чтобы теснее привязать держателей – икта‘даров – к казне и «ведомствам», ограничил их обязанности сбором установленных налогов и определил краткосрочный характер держания, а к 1087 г. распространил эту систему по всей державе. В 1074 г. инициировал реформу иранского солнечного календаря, известную по лакабу Малик-шаха как «Джалалийское летосчисление» (Тарих-и Джалали).
В 1076 г. способствовал возвращению Хиджаза под верховную власть Аббасидов (ал-‘Аббасийун, и соответственно – Салджукидов) и на полтора десятилетия вперед сделал «иракский путь» хаджжа наиболее безопасным, оградив паломников – хаджи – от разбойников и уменьшив их расходы. В 1078 г. добился у нового халифа ал-Муктади би-амр Аллаха (1075–1094) отставки Фахр ад-Даулы Ибн Джахира, проча на его место собственного сына Му’аййид ал-Мулка (ум. в 1099), но вынужденно примирился с тем, что оно в 1079 г. досталось ‘Амид ад-Дауле Ибн Джахиру, а его заместителем стал Абу Шуджа‘ ар-Рузравари, с которым он ранее порвал.
В 1082 г. добился изгнания Абу Шуджа‘ и примирился с Фахр ад-Даулой, присланным от имени халифа в Исфахан, при условии, что он будет блюсти его интересы в Багдаде. В 1084 г. принял Фахра и ‘Амида, которые бежали в Исфахан, оказавшись в опале у халифа ал-Муктади би-амр Аллаха, передавшего вазират ар-Рузравари. Поклялся отомстить ал-Муктади би-амр Аллаху и даже замышлял упразднение халифата, при подготовке которого помог Фахру в 1085 г. отобрать Дийар Бакр (север Месопотамской низменности) у династии курдов Марванидов.
После завоевания сиро-палестинского региона в 1086 г. совершил вместе с Малик-шахом большую поездку, в ходе которой посещением захоронений великих мужей ислама, почитаемых как ахл ас-сунна ва-л-джама‘а, так и аш-ши‘а, постарался подчеркнуть примирительную линию, избранную правящей династией: в Багдаде, где встретил радушный прием, который примирил его с халифом ал-Муктади, наряду с бракосочетанием «повелителя верующих» с султанской дочерью, побывал на могилах Мусы ибн Джа‘фара ал-Казима, Абу Ханифы, Ахмада ибн Ханбала, а также ездил к гробницам ‘Али ибн Аби Талиба в Эн-Наджафе и Хусайна ибн ‘Али в Карбале. В 1086–87 гг. объявил об отмене налогов и сборов (мукус), не предусмотренных шариатом (шари‘а).
Стремился сдерживать усиление присутствия туркоманов в Иране, перенаправляя их для боевых действий на рубежи султаната в Малой Азии, на Кавказе и Армянском нагорье против Византии, Грузии и Фатимидов (ал-Фатимийун). Проявлял непримиримость к мятежным членам царствующего дома: в 1073 г. настоял на казни Кавурда и ослеплении и заточении брата Малик-шаха, Текеша. Вместе с тем вынужден был смириться в 1079 г. с убийством одного из своих протеже по наущению придворных тюрков, а в 1080 г. – с роспуском наемного ополчения армян по распоряжению Малик-шаха, который, становясь все более самостоятельным, поощрял выпады против Низама своих приближенных Ибн Бахманйара и Саййид ар-Ру’аса’. В 1081 г. избежал покушения, подстроенного Ибн Бахманйаром и дворцовым шутом Джа‘фараком, которых убил его сын Джамал ал-Мулк. Несмотря на последовавшее устранение Джамаля (по негласному распоряжению султана), в 1083–84 гг. добился смещения и ослепления обоих противников.
Покровительствовал словесности на арабском и персидском языках, учености и духовности ислама (усул ал-фикх, калам, тасаввуф) и лично ал-Бахарзи (ум. в 1074) – составителю одной из самых обширных антологий арабской поэзии («Изваяние дворца» – Думйат ал-каср, большая часть которого посвящена поэтам-панегиристам покровителя), выдающимся факихам шафи‘ийи – Абу Исхаку аш-Ширази и Абд ал-Малику ал-Джувайни, из которых последний – племянник шайха Абу-л-Хасана ‘Али ибн Йусуфа (ум. в 1071), ученика Ибн Шазана, – даже утверждал, что Низам более достоин занимать халифский престол, чем ‘Аббасиды. В суфизме видел полезный противовес мистицизму, развивавшемуся в крайней шиитской среде, с его склонностью к аллегорической интерпретации (та’вил) Корана и харизматическому типу духовного руководства. Среди муршидов, помимо ал-Газали, особенно выделял ал-Кушайри и ал-Ансари ал-Харави. С первым сходился в стремлении восстановить позиции ал-аш‘арийа после гонений, устроенных в 1050-е гг. Тогрулом и Кундури, и уничтожить раскол внутри суннитов, выражавшийся в ожесточенных распрях приверженцев различных мазхабов в Багдаде, а также Нишапуре, Балхе, Герате и др. хорасанских городах. Второго в 1066 г. сослал, но впоследствии не только поддерживал материально, но и выхлопотал для него почетные одежды (хил‘ат) у ал-Муктади, по всей видимости, руководствуясь стремлением завоевать доверие у ханабила, подвергавшихся давлению со стороны ханафийа и шафи‘итов. Важнейшую внутреннюю угрозу видел в активности исмаилитов (исма‘илийа) – секты низаритов («неоисмаилитов») – и опасности соединения их сил с фатимидским влиянием извне. С 1081 г. ожесточенно преследовал «неоисмаилитского» предводителя Хасана ибн ас-Саббаха (связанные с их взаимоотношениями письма, которыми якобы обменивались он сам, Малик-шах и Хасан, обвиняющий его в коварстве, не вполне достоверны).
Для противодействия «неоисмаилизму» (батинийа) с конца 1060-х гг. основал в городах Ирана и Месопотамии сеть мадраса Низамийя (наиболее значительное – в Багдаде, с 1066, также в Исфахане, Балхе, Мерве, Герате, Нишапуре, Мосуле, Басре, Харгирде и др.). Ввел одновременное преподавание фикха всех четырех мазхабов, при особом предпочтении шафиитству и ашаритству, и дозволял другим покровителям вкладывать средства в мадраса с преимущественным уклоном в пользу того или иного мазхаба. Проявлял, вместе с тем, неоднозначное отношение к ханбалитству: с одной стороны, в начале 1070-х гг. дозволил Кушайри произносить проповеди в багдадской Низамийе с обвинениями ханбалитов в ташбихе, что вызвало их возмущение и массовые беспорядки в городе, с другой – в 1077 г. обратился к аш-Ширази, чья деятельность как главного преподавателя шафиитского фикха в той же Низамийе также вызвала недовольство ханбалитского сообщества Багдада, с пространным письмом, в котором призывал придерживаться осторожности и избегать поводов для раздражения среди единоверцев-суннитов и предупреждал, что в противном случае окажется вынужден закрыть высшее учебное заведение, учрежденное единственно для сохранения учености (‘илм) и преданий (ахбар) Пророка.
Щедро выделял средства на возведение ханак, общественные работы (дорожное и оросительное строительство), поддержку неимущих, обустройство святынь Мекки и Медины. Уже в XII в. зафиксирован исторический анекдот о том, как он оплатил работу паромщиков при переправе войск Малик-шаха через Амударью расписками на получение вознаграждения из казнохранилища в Антиохии, которые они могли обналичить во всех городах державы, что косвенно свидетельствует об интенсивности товарно-денежных отношений во владениях Салджуков (Саладжика).
В 1091 г. карматы (карамита) временно овладели Басрой, а Ибн ас-Саббах обосновался в Аламуте, который и стал очагом его имамата (имама). К этому времени достигло критической точки противостояние Низам ал-Мулка и придворной клики, связанное со сталкивающимися притязаниями на престол различных сыновей Малик-шаха. После смерти царевичей-первенцев Давуда (1082) и Ахмада (1088) от старшей супруги, Теркен-хатун из династии Караханидов, ее третий сын Махмуд (род. в 1087) оказался соперником старшего из выживших отпрысков Малик-шаха – Берк-Йарука, рожденного от салджукской царевны и поддержанного Низамом. Теркен, защищая права своего сына, соединила силы с соперником атабека – Тадж ал-Мулком Абу-л-Гана’имом, который пользовался благоволением самого султана и в союзе с новым мустауфи Маджд ал-Мулком и начальником войскового снабжения (‘арид ал-джайш) Садид ал-Мулком открыто выступал против Низама. Недовольство Малик-шаха своим бывшим воспитателем вызывали также дружба последнего с халифом, его чрезмерные расходы на войско и широкая сеть родственных связей в лице его сыновей Му’аййида, Фахр ал-Мулка (ум. в 1106), ‘Имад ал-Мулка, ‘Изз ал-Мулка, Шамс ал-Мулка и Дийа’ ал-Мулка Ахмада (ум. в 1149/50, рожден дочерью или племянницей грузинского царя Баграта I из династии Багратионов).
В октябре 1092 г. на пути из Багдада в Исфахан, между Кенгавером и Бехистуном, некий Абу Тахир Аррани пробрался под видом дарвиша к паланкину Низама и заколол его, а сразу после убийства был умерщвлен охраной. Тело убитого доставили в Исфахан, где и погребли. Гибель вазира вызвала широкий отклик в войске и среди населения, так что Малик-шах был вынужден, чтобы успокоить стражу, обойти весь свой стан. Ответственность за происшедшее возложили на «батинитов». Погибшего оплакали в траурных элегиях (марсийа) многочисленные поэты из его окружения, в их числе Шибл ад-Даула Абу-л-Хайджа’.
О сговоре врагов Низам ал-Мулка при дворе с низаритами сообщает, опираясь, возможно, на низаритскую же традицию, Рашид ад-Дин. После того, как в ноябре 1092 г. скончался Малик-шах, прошло не более года, как приверженцы Низама выследили и устранили Тадж ал-Мулка. Сыновья и внуки вазира на протяжении 1090-х – 1100-х гг. продолжили карьеру на службе у салджукидских султанов Сирии (Фахр – у Тутуша), Ирака (Му’аййид и Дийа’ ал-Мулк – у Мухаммада, Шамс – у Махмуда) и Хорасана (Фахр – у Санджара), а также халифов (Дийа’ – у ал-Мустаршида).
«Книга управления» (Сийасат-нама)
Биография Низам ал-Мулка восстанавливается в основном по кратким жизнеописаниям в различных сводах «разрядов» (табакат) выдающихся мужей и сановников, которые носят преимущественно панегирически-формульный характер. Его общественно-политические воззрения отразил (скорее косвенно, чем прямо) приписываемый ему один известнейших трактатов о политической этике в исламском мире – «Книга о правлении» [«Сийасат-нама»; другое название «Жития царей» (Сийар ал-мулук); условная датировка – 1091; старейшая рукопись – XIII в.], персидский оригинал которого неоднократно переиздавался и переводился на французский (Ш. Шефером, 1893), русский (Б.Н. Заходером, 1949), турецкий (М.Ш. Чавдароглу, 1954), немецкий (К.Э. Шабингером фон Шовингеном, 1960) и английский (Г. Дарком, 1960). Концепция личного авторства Низама в последнее время пересматривается в пользу коллективного творчества под руководством Му‘иззи Нишапури (ум. в 1125 или 1127) – «князя поэтов» при дворе Малик-шаха.
Главная мысль «Книги о правлении» – необходимость централизации верховной власти («двора» – даргах), которая опиралась бы на дееспособное чиновничество («ведомства» – диван). Она ссылается на традиции Газнавидов и Буидов (ал-Бувайхийа, в частности, их вазира ас-Сахиба Исма‘ила ибн ‘Аббада), которые восходят, в конечном итоге, через Саманидов (Саманиан) к Тахиридам (Тахириан), а возводятся к Сасанидам, со ссылками на философов Античности. Одним из важнейших инструментов контроля над племенной верхушкой и султанскими полководцами «Сийасат-нама» представляет тщательный надзор за распределением и пользованием условными служебными наделами – икта‘.
Особое значение придается соблюдению придворного церемониала, символического престижа, бюрократического этикета, причем отмечается пренебрежение Салджуков к этим сторонам дворцовой жизни по сравнению с предшествующими династиями, а также упадок таких должностей, как хаджиб (главный церемониймейстер), вакил (доверенный уполномоченный) и амир-и харас (начальник личной стражи). С похвалой создатель трактата отзывается о бесплатных ежедневных поставках продовольствия для нужд двора. Отдельной трактовки заслуживает налаживание разведывательных служб как внутри, так и за пределами державы для предотвращения взяточничества и лихоимства и предупреждения народных возмущений. 11 глав (из общего числа 50, как предполагается, составленные незадолго до гибели вазира) посвящены разным направлениям шиизма (ши‘а) и исламскому инакомыслию в целом.
Рисуемая «Книгой о правлении» модель переднеазиатской деспотии не была реализована, но отражает идеал бюрократии, представлявшей персоязычных мусульман (‘аджам), в ее противостоянии с военными элитами – носителями западноиранских (буидской) и тюркских языков (газнавидской и салджукской). Современники Низама сравнивали его с Бармакидами (ал-Барамика). Вокруг его личности сложились исторические анекдоты, в которых он отстаивает прерогативы чиновничества и свое достоинство как его главы перед лицом султана как неограниченного государя.
Соч.: Сиасет-намэ. Книга о правлении везира XI столетия Низам-ал-Мулька. Пер. с перс. Б.М. Заходера. М. – Л., 1949.
Лит.: Rizvi S. A. A. Nizam al-Mulk Tusi: his contribution to statecraft, political theory, and the art of government. Lahore, 1978; Lambton A. K. S. The dilemma of government in Islamic Persia: the Siyasat-nama of Nizam al-Mulk // Iran: Journal of the British Institute of Persian Studies. L., 1984. Vol. 22.
Т.К. Кораев