Никах (араб., букв. «соитие»; тадж.-узб. никох; туркм. ника; каракалп. неке) — брак, бракосочетание.
Положения шари‘ата о браке основываются на предписаниях Корана (суры 2, 4, 24, 60), в соответствии с которыми при вступлении в постоянный брак (Н. да’им; существует также брак временный и брак с невольницами) должны быть соблюдены следующие условия: 1) избранница должна иметь хорошее происхождение (каримат ал-асл) — быть законнорожденной и отличаться хорошим поведением; 2) быть девственницей (бикр), если речь не идет о браке с вдовой или с разведенной; 3) быть добродетельной (‘афифа) и соблюдать все обряды ислама; 4) быть в состоянии иметь детей (валуд). В постоянном браке дозволяется иметь четыре жены (во временном и с невольницами — без ограничений). Мусульманке вступать в брак с ахлу ал-китаб («людьми Писания») не дозволяется.
Первый этап брачной церемонии — сватовство (ном зед). Оно может быть совершено письменно или через доверенных. Вступающие в брак должны дать согласие (иджаб ва-кабул) при двух свидетелях (либо оно должно быть оглашено доверенными, также при двух свидетелях). Доверенными могут выступать отец, дед и т. д. (для невольниц — хозяин), но не мать (однако она может получить особую доверенность). Совершеннолетие по шари‘ату наступает для мужчин в 15 лет, для женщин — в 9 лет, в Средней Азии — соответственно в 12 и в 9 лет. Совершеннолетние женщины могут согласиться на брак, не спрашивая родителей, невольница не может дать согласия без разрешения хозяина.
Церемония завершается составлением брачного договора (сиге) в присутствии духовного лица. Мулла читает вслух специальную молитву (хутба-йи никах), затем — сиге, в котором указаны величина махра и имена доверенных, в чьем присутствии составлялся договор. Мулла и доверенные прикладывают к брачному договору печать. В заключение мулла произносит благословение и читает Фатиху (первая сура Корана). Брачный договор вручается жене или ее доверенному.
В Средней Азии в целом руководствуются описанными правилами. Иджаб и кабул выражаются глаголами в прошедшем времени, при этом брачующиеся должны слышать друг друга. Все происходит в присутствии двух свидетелей (свободных, мужчин или одного мужчины и двух женщин) — совершеннолетних мусульман в здравом рассудке, которые также должны слышать произносимые одновременно «предложение» и «согласие».
Во время заключения брака вместо одного из брачующихся может присутствовать доверенное лицо. Спрашивая у девушки согласие на брак, ей обязательно должны сообщить имя жениха. За выражение ее согласия могут быть приняты молчание, улыбка, тихий плач без крика. Если спрашивает не отец, а кто-либо из родственников или посторонних, согласие должно быть выражено словами. Вступающая в брак женщина согласие выражает обязательно словами. Девушка, лишившаяся невинности по какой-либо веской причине, в отношении «согласия» приравнивается к не вступавшим в брак.
Сам обряд бракосочетания — одно из звеньев брачно-свадебного цикла у населения Средней Азии — несложен, совершается у всех народов региона в целом одинаково, в доме невесты или в доме жениха. У таджиков, например, приглашают имама из ближайшей мечети и назначают двух мужчин (одного из родни невесты, другого — постороннего) свидетелями (шохид, араб. шахид) и двух других (одного из родни невесты, другого из родни жениха) — доверенными отцами (падар-вакил) вступающих в брак. Свидетели направляются к невесте испросить ее согласия на брак (в форме признания ею доверенного отца), затем имам обращается с тем же вопросом к жениху. После получения их согласия доверенные отцы выясняют условия предстоящего брака, в первую очередь величину махра, (там, где он практикуется), и приступают к совершению брачного обряда: имам читает ряд молитв, выдержек из Корана, известных как хутба-йи никах, снова оговариваются все условия махра, и согласие жениха заканчивает церемонию. Чашка с водой (об-и никох), стоявшая перед имамом, передается жениху, который отпивает несколько глотков, затем ее несут невесте, находящейся в другом помещении, и она также отпивает немного воды. Этим обряд завершается.
Лит-ра: Николай Торнау. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850, 131–173; Наливкин, Наливкина. Очерк быта, 209–210; О.А.Сухарева. Некоторые вопросы брака и свадебные обряды у таджиков кишлака Шахристан // Сборник научного кружка при Восточном факультете САГУ. Таш., 1928, вып. 1, 77–81.
Н.П.Лобачева