Нодирхон-домла (Алоутдинов, 1899–1975) — один из основателей САДУМ, автор первых фатв этого учреждения. Родился в г. Ташкенте, в семье Алоутдина (‘Ала’ ад-дин)-домла — старшего мударриса крупнейшей мадрасы Ташкента — Барак-ханы. В десятилетнем возрасте был отдан на учение своему дяде Низам ад-дину-домла. После учебы в начальной школе и в мадрасе приступил к самостоятельному изучению богословских наук и мистической поэзии. Одновременно живо интересовался публикациями джадидов. Соглашаясь с последними в необходимости реформы в системе образования, Н.-д. отвергал их попытки реформировать мусульманскую юриспруденцию (фикх), толковать догматические вопросы и т. п.
В 1920–1929 гг. Н.-д. преподавал в новометодных школах Ташкента, вел курсы восточной философии и по творчеству поэтов Нава’и, Бедиля и др. Тогда же он прославился как тонкий знаток и толкователь аллегорий суфийской поэзии. Н.-д. был самым активным участником поэтического кружка (хикмат-хонлик, газал-хонлик) в Ташкенте, куда входили знаменитые поэты и писатели того времени (У.Носир, А.Кадырий и др.). Сохранилось несколько тетрадей с его собственными стихами и стихотворными комментариями на стихи поэтов-мистиков. В 1929 г., опасаясь стандартного по тем временам обвинения в религиозной контрреволюционной агитации, Н.-д. оставляет официальную и частную преподавательскую деятельность и устраивается на Ташкентский вагоноремонтный завод.
В 1943 г., в период создания Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, Н.-д. работал помощником первого муфтия, ишана Бабахана (Зийавуддин Бабаханов), сына шайха Абдалмаджид (‘Абд ал- Маджид)-хана. Первым делом он взялся за создание фонда необходимой для Управления литературы, передав туда безвозмездно свою библиотеку, в которой имелись книги с его комментариями на полях. Он собирал также литографии и рукописи у своих знакомых, которые охотно расставались с опасной по тем временам литературой. Сбором и систематизацией этой библиотеки Н.-д. занимался до конца своей жизни, даже после того, как оставил должность главного хранителя собранной им библиотеки. Ныне это одно из богатейших в Средней Азии собраний религиозной литературы.
Параллельно Н.-д. работал над составлением первых фатв, исходивших от Духовного управления. В соответствии с условиями того времени они касались только бытовых и частных богословско-юридических вопросов (религиозное освящение брака, развод, запрет на употребление спиртных напитков и т. п.). В 1948 г. по инициативе Н.-д. при Отделе фатв была организована своеобразная богословская консультация (диний таквимлар), в которую любой мусульманин мог обратиться за разъяснением ритуально-догматических вопросов. Тогда же по рекомендации знаменитых писателей и литературоведов (Гафур Гулама, Хади Зарифа и др.) Н.-д. работал с известным востоковедом Е.Э.Бертельсом над изданием первой поэмы из «Хамса» ‘Али-шира Нава’и — Хайрат ал-абрар («Смятение праведных»), дискутировал с ученым по поводу толкований произведений Рудаки, Бедиля и других поэтов. Многие поэты и писатели (Айбек, Гулам Зафарий, Гафур Гулам, Абдулла Алавий, Чулпан, Элбек и др.), старавшиеся сохранить в своем стиле традиции персидской и чагатайской литературы, признавали влияние на их творчество бесед и наставлений Н.-д.
В 1968 г. по настоянию муфтия Зийавуд-дина Бабаханова Н.-д. был переведен в Отдел фатв Духовного управления, где он наряду с составлением и редактированием фатв готовил с муфтием пятничные и праздничные проповеди (ва‘з, хутба), которые, как правило, дублировались тогда в Духовных управлениях мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) и Северного Кавказа (ДУМСК).
Из письменного наследия Н.-д. пока известно несколько его тетрадей с комментариями отдельных мест диванов поэтов-мистиков, с образцами собственного творчества, небольшими историческими справками о некоторых памятниках (в частности, о мадрасе Барак-хана, где располагалось САДУМ и располагается Духовное управление Узбекистана). Незаслуженно забыта и не упоминается исследователями-архитекторами одна из лучших его авторских работ в области реставрации монументальной эпиграфики — восстановление текстов и изготовление шаблонов к реставрации надписей знаменитого погребально-поминального комплекса Пахлаван Махмуда в Хиве.
Н.-д. умер и похоронен в Ташкенте.
Лит-ра: Максудов. Улуглар; он же. Кодирий, Чулпон ва бошкалар // ШЮ. № 12, 167–170; Н.Каримов. Усмон Носирнинг Сунгги кунлари: хаётий лавхалар, хужжатлар, ривоятлар. Таш., 1994, 45–46, 54 и далее.
Н.К.Мирмахмудов