НӮР («свет») — понятие о божественном свете как о проявлении божественной истины, религиозного знания, заимствованное исламом из более древних религий (иудаизм, христианство) и у эллинистических гностиков. В Коране Н. — это и сам Аллах («свет небес и земли») (24:35), и ниспосланный им через пророка Мухаммада свет откровения (61:8—9; 64:8). Причем это — «чистый свет», «свет на свете», не отождествляемый с огнем и имеющий внеземное происхождение. В мусульманской традиции ан-Н.— один из многочисленных эпитетов Аллаха. Му‘тазилиты и зайдиты трактовали Н. как проявление божественного руководства в отношении всех небожителей и обитателей земли. Идея отождествления бога со светом получила развитие у мистиков. Шиитский поэт первой половины VIII в. ал-Кумайт воспевал божественный свет, нисходящий от Аллаха через Адама и Мухаммада в род ‘Али. Первых проповедников учения о Н. в исламе (ат-Тирмизи, Абу Бакр ар-Рази, IX—X вв.) мусульманские теологи обвиняли в приверженности к манихейскому дуализму (ал-манавийа). Но уже в IX в. под влиянием неоплатоников стала утверждаться монистическая доктрина света, согласно которой мир идей как первичная субстанция противопоставлялся его копии — телесному миру. У неоплатоников идея добра отождествлялась с верховным божеством и с «чистым светом». В арабской «Теологии Аристотеля» существует понятие «сила света» (кувва нурийа), которую Творец передает Разуму (ал-‘акл) и посредством Разума — Мировой Душе (нафс ал-кулл), от Разума через Мировую Душу— природе, от Мировой Души через природу— вещам. Бог, излучающий «силу света», — это горний свет. Н.— не атрибут бога, но его проявление. Большинство мусульманских философов и богословов связывают Н. с «божественным духом» (ар-рух) и Разумом (ал-‘акл) или отождествляют с ними.
Лит-ра: Gatje. Koran, 319—321; Tj. de Boer. Nur. — El*, 3, 955—956.
А.И.Колесников