НӮР МУХ̣АММАДӢ (перс. нур-и мухаммади; «свет Мухаммада») — учение о предсуществовании души пророка Мухаммада в виде плотной светящейся точки, от которой произошли все предопределенные души. Авторы этой доктрины почерпнули ее из «светлого стиха» Корана (24:35), связав ее непосредственно с учением о «божественном свете» (нур).
Впервые идея Н. М. была сформулирована в среде «крайних» шиитов (VIII в.), которые толковали «пророческий свет» как «дух», переходящий последовательно от одного божественного избранника к другому. Подразумевалось распространение Н. М. в роду ‘Али б. Аби Талиба, некоторые понимали «род ‘Али» расширительно, включая в него и талибитов — всех потомков его отца. Доктрина Н. М. утвердилась в идеологии шиитов-имамитов, исма‘илитов и нусайритов.
В суннитской среде идея Н. М. сначала формируется у мистиков IX в., а затем внедряется в практику богослужения всех суннитов. Ибн ‘Араби связывал Н. М. с концепцией предвечного существования «Мухаммадовой истины» (хакика мухаммадийа). Религиозная концепция Н. М. материализовалась в народной легенде, согласно которой тело Пророка создано из горсти райской земли, смоченной водой райского источника Тасним, благодаря которой оно сияет как жемчуг.
Лит-ра: ал-Мас‘уди. Мурудж, 1, 55—59; Петрушевский. Ислам, 41, 250, 264; Gatje. Koran, 319—321; L. Massignon. Nur Muhammadi. —El*, 3, 961.
А.И.Колесников