Панджа (перс.-тадж. «раскрытая ладонь», «пятерня») — медное или железное навершие тугов, устанавливаемых на мазарах «святых». Этот же символ можно встретить среди настенных граффити мечетей, ханака и других сооружений мазаров Средней Азии. Представители различных богословско-правовых школ и внутриконфессиональных групп по-разному толкуют П.: значительная часть суннитского духовенства (в основном ханафиты) считают П. символом пяти устоев (ал-аркан ал-хамса) ислама; другие видят в П. знак единства пророка Мухаммада и его первых четырех халифов; некоторые авторы агиографических сочинений конца XVI — начала XX в. придерживались мнения, что П. — символ возрожденного в братстве (тарика) накшбандийа главного принципа преемственности, завещанного Пророком, который оставил четырех халифов ; соответственно накшбандийские шайхи будто бы старались назначить своими преемниками «четырех главных халифа». Таким образом, П. становится символом шайха—полюса (кутб) и его четырех преемников. Существуют, однако, и другие версии. Хранители мазаров накшбандийских шайхов полагают, что П. — символический образ столпов духовной связи (нисбат) братства хваджаган-накшбандийа. Набор имен, однако, варьировался. Так, еще до недавнего времени на мазаре Махдум-и А‘зама (селение Дахбид под Самаркандом) существовал туг с П., на котором были процарапаны имена: ‘Абд ал-Халик ал-Гидждувани (ум. в 1180 или 1220 г.), Баха’ ад-дин Накшбанд (ум. в 1389 г.), хваджа Мухаммад Парса (ум. в 1420 г.), хваджа ‘Убайд Аллах Ахрар (ум. в 1490 г.) и Махдум-и А‘зам Хваджаги ал- Касани ад-Дахбиди (ум. в 1542 г.).
Шииты Самарканда (местное название — ирани) уверены, что П. — первый шиитский символ, олицетворяющий «длань истинной веры», в которой пять пальцев соотносятся с Пророком и членами его семьи (его дочь Фатима, зять ‘Али б. Аби Талиб и их дети — ал-Хасан и ал-Хусайн). Эта же идея отражена в предании, согласно которому Пророк будто бы перед смертью показал своим близким и асхабам раскрытую ладонь и объяснил, что по повелению Аллаха он оставляет после себя пять весомых столпов: Коран, дочь Фатиму, ее супруга ‘Али б. Аби Талиба и их двух детей — ал-Хасана и ал-Хусайна.
Лит-ра: Ахмад б. Джалал ад-дин ал-Касани ад-Дахбиди (Махдум-и А‘зам). Рисала-йи чахар калима // Рук. ИВ АН РУз № 501/УШ, л. 120а-131б; Насир ад-дин ал-Ханафи ал-Бухари. Тухфат аз- за’ирин. Каган, 1904 (литография).
Б.М.Бабаджанов