ПАРДЕ-Х̱АНӢ (рус. «пение за занавесом») – одна из разновидностей иранских религиозных представлений. В ходе этого представления человек, которого называют «чтец за занавесом» (перс. парде-хан), опираясь на образы, нарисованные на занавесе, в песенной форме повествует о страданиях исламских «святых» (авлийа’), в особенности шиитских. «Парде-хани» также называют «шомайел-гардани» («вращение изображений [святых]» и «парде-дари» («представление за занавесом») [1] и «парде-бардари» (то же, что и «парде-дари») [2]. Деххода в своем толковом словаре (в статье о слове «парде» (занавес)) определяет слово «парде» как то, что используют фокусники и кукловоды, чтобы скрывать детали своих театральных трюков, но это определение не имеет никакого отношения к «парде-дари» – другому наименованию религиозного представления «парде-хани». Однако исследователи ошибочно прибегали к этому определению для объяснения религиозного представления «парде-дари» [3]. Что касается «сурат-хани» («чтение по списку»), то это лишь одна из составных частей «парде-хани», так что оно не может считаться синонимом этого слова [4]. Истоки «парде-хани» следует искать в жанре народных повествований (наккали) и изображений (наккаши). Его историческое происхождение можно проследить вплоть до жанра «каввали» (сочетание народного рассказа с музыкой и пением), существовавшего еще в доисламские времена. После прихода ислама в Иран по причине музыкальных ограничений, существующих в его религиозном законе (шари‘ате), «каввали» эволюционировало в разновидность народно-религиозного «наккали» (повествования). Особенно активно этот процесс происходил в эпоху Сафавидов, когда сформировались различные типы религиозного повествования (роузе-хани («пение о мученической смерти имама Хусайна», хамле-хани («пение об нападении [на имама Хусайна]»), парде-дари («представление за занавесом»), сурат-хани («пение по списку») и сухан-вари («произнесение речи») [5]. Согласно Джаберу ‘Онасери [6] во время битвы шаха ‘Исмаила Сафави (пр. 1501-1524) с узбеками это представление использовалось для поднятия боевого духа иранских воинов. Некоторые также рассматривают «парде-хани» как в качестве переходного этапа между публичными траурными церемониями в месяц Мухаррам в эпоху Сафавидов к религиозным представлениям «та‘зие» в эпоху Каджаров, так и как один из источников возникновения и становления церемонии «та‘зие» [7]. Однако другие, напротив, считают формат изображений «святых» на занавесе адаптацией «та‘зие» к жанру изобразительных искусств и, соответственно, развитием «та‘зие» [8]. Структура «парде-хани» основана на двух принципах: «занавес» (парде) и, собственно, «пение за занавесом» (парде-хани). Занавес (парде) – это кусок ткани, на котором запечатлены одно или несколько трагических событий из жизни семьи пророка Мухаммада. Главной темой этих изображений были события битвы при Кербеле, а также события, предшествовавшие ей и происходившие после нее, но постепенно к ним добавились поучительные истории на тему нравственности, такие, как «притча о благородном мяснике» [9]. Обычно, ввиду священности числа 72 и его особой связи с событиями битвы при Кербеле, на каждом занавесе изображалось 72 события, включая основные и второстепенные [10]. Обычно занавесы делали из миткаля (тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения – прим. пер.) или из холста (грубая бумажная ткань – прим. пер.), их размер составлял 150 x 300 сантиметров [11]. Персонажи, изображаемые на занавесах, делятся на две группы: «святые» (положительные) и «злодеи» (отрицательные). Традиции изображения лиц «святых» на занавесе различны: лица пророка Мухаммада и непогрешимых имамов изображаются в ореоле света или под покрывалом, закрывающим лицо, а лица некоторых из их детей и сподвижников без ореола света или покрывала. Все положительные герои носят одежды приятных цветов, соответствующих их религиозным убеждениям. Напротив, злодеи изображаются уродливыми и даже чудовищными. Коней также окрашивают в цвета, соответствующие характеру личности их владельцев [12]. Изображения на занавесах представляют собой лубочные картины, созданные художником, исходя из собственного воображения, а также преданий, исторических и легендарных сведений (‘Онасири, сс. 197-198). Этот тип изображений считается одним из видов народной живописи, которую называют «живопись кофеен» (наккаши-йе кахве-хане-йи), пик расцвета которой пришелся на поздний период правления династии Каджаров [13]. Кроме того, принимая во внимание центральную тему этих изображений, ее также называют «живописью Кербелы», а ввиду соблюдения ряда особых правил изображения позднее ее стали также называть «драматической живописью» [14]. Некоторые исследователи полагают, что история этого жанра восходит ко временам до появления кофеен (кахве-хане) и совпадает по времени с появлением древней традиции «кисса-хани» («пение историй»), марсийе-сараййи («пение элегий») и «та‘зие-хани» («пение-соболезнование») в Иране, и датируют ее временем росписи керамики и «траурных портретов» Сиявуша [15]. Другие исследователи считают картины пророка Мани историческим прообразом подобных религиозных мотивов [16]. Также имеется вероятность того, что инсценировка и воссоздание событий битвы при Кербеле посредством живописи получили распространение в Иране в XVII-XVIII вв. под влиянием живописи Рафаэля и Микеланджело [17]. «Чтец за занавесом» (парде-хан) – это человек, который обычно, указывая на изображения на занавесе деревянной палочкой, которую называют «митрак», громко и мелодично описывает происходящее на этих изображениях. Основой представления является именно его рассказ. В «парде-хани» занавес (парде) используют двумя способами: статическое украшение и прокрутка. При способе «статического украшения» занавес вешают лишь для того, чтобы привлечь внимание зрителей, а саму историю рассказывают независимо от изображенного на занавесе. При способе «прокрутки» повествование отталкивается от изображений, которые постепенно открывают по мере раскручивания свернутого расписанного занавеса. На занавесе изображается также ряд более мелких изображений, последовательно отображающих события истории [18]. Чтецов за занавесом (декламаторов, парда-ханов) также называли дарвишами. Самым известным из них был Дарвиш Булбул Казвини [19].
Литература:
‘Али Балукбаши, Кахвеханеха-йе Иран, Тегеран, 1996; Бахрам Байзаййи, Намайеш дар Иран, Тегеран, 1965; Самуэль Питерсон, Та‘зийе ва хонарха-йе марбут бе ан, дар «Та‘зийе: нейайеш ва намайеш дар Иран, гардаваранде-йе Питер. Дж. Челковски, пер. Давуда Хатими, Тегеран, 1988; Мохаммад Реза Хасан Байги, Техран-е кадим, Тегеран, 1987; ‘Али Акбар Деххода, Лугатнама, под ред. Мохаммада Мо‘ина, Тегеран, 1946-1970; Джабер ‘Онасери, Дарамад-и бар намайеш ва нейайеш дар Иран, Тегеран, 1987; Бехруз Гарибпур, Хонар-е мокаддас-е суратхани (=пардехани), Фаслнаме-йе хонар, Доуре-йе джадид, №40 (лето 1999); Мохаммад Джа‘фар Махджуб, Та’сир-е те’атр-е орупа ва нофуз-е равешха-йе намайеши-йе ан дар тазийе, дар «Та‘зийе: нейайеш ва намайеш дар Иран, Гердаваранде-йе Питер Дж. Челковски, пер. Давуда Хатими, Тегеран, 1988; Джамшид Малекпур, Сейр-е тахаввол-е мозамин дар шабих-хани, Тегеран, 1987; он же, Гозиде-и аз тарих-е намайеш дар джахан, Тегеран, 1985; Садек Хомайуни, Та‘зийе ва та‘зийе-хани, Тегеран, 1974.