Пир (перс.-тадж. «старец», «наставник», араб, синоним — шайх)— духовный наставник, покровитель, «святой». Термин П. распространен не только в Средней Азии, но и далеко за ее пределами (Кавказ, Иран, Афганистан, Пакистан, Индия). В Средней Азии термин П. употреблялся обычно по отношению к духовным наставникам и покровителям ремесел.
1. В трудах суфиев — это муршид, или ишан, т.е. основатели и руководители суфийских братств или их ответвлений. Титул П. или пир-зода (пир-заде) носили также потомки-преемники основателя суфийского братства. В народе понятие П. используется несколько шире. В отличие от суфийских наставников П. обладал «святостью» независимо от того, получил ли он какое-то образование, исповедует ли он учение того или иного братства и исполняет ли он его предписания, ведет ли вообще какую-то религиозную деятельность. Его авторитет и духовное главенство предопределялись исключительно происхождением от какого-либо известного духовного лица из числа руководителей суфийского братства.
Принадлежность к последователям того или иного П. воспринималась как едва ли не главное условие принадлежности к исламу. По мнению, широко распространенному среди населения Средней Азии, человек, который не имел своего П., не был мусульманином. Считалось, что территория и население Средней Азии в момент завоевания их арабами-мусульманами были сначала поделены между П. — арабскими военачальниками для утверждения ислама и наблюдения за исполнением его предписаний, а потом закреплены за их наследниками. Возможно, такое представление связано с институтом клиентов мавла (маула) из числа новообращенных неарабов, которым покровительствовали первые мусульмане-арабы. Можно предположить, что социальный институт духовного наставничества П. возник как необходимый инструмент прозелитизма в условиях длительных контактов с немусульманской средой. Со временем этот институт стал отчасти осмысливаться в понятиях суфийского мировоззрения.
Связи П. со своими последователями не равнозначны отношениям суфийского наставника и его учеников, шуршида и муридов. Последователи могли «дать руку», т.е. принести клятву верности своему наставнику, признать себя его муридами. Некоторые категории последователей становились фактически рабами П. Вместе с тем последователи могли не «давать руки», т.е. не становиться муридами, сохраняя при этом духовную связь со своим П. В свою очередь П. мог не иметь шуридов, но оставаться при этом «духовным наставником» в силу своего статуса наследника суфийского авторитета.
В прошлом Средней Азии в каждой семье или роду обязательно кто-то становился муридом наследственного П. Остальные сохраняли статус обычных последователей. Вместе с тем каждый мусульманин, по убеждению жителей Средней Азии, раньше имел своего П., который, как правило, «доставался» ему по наследству от отца или от матери. В число последователей того или иного П. вступали целыми кишлаками, родами или племенами. Все города и сельские районы имели своих П.: например, духовным покровителем г. Ташкента считался шайх Хавенд-Тахур (ум. в 1455 г.), духовным покровителем г. Худжанда/Ходжента — Баде уд-дин Нури, или шайх Маслахат ад-дин (жил во 2-й половине XII — начале XIII в.).
2. Большинство ремесленных промылов имеют своего духовного покровителя, или П. П. промысла— выдающийся религиозный деятель или мифический персонаж, который получил от Аллаха знания в том или ином профессиональном занятии и распространил эти знания среди людей. Например, все, кто занимается земледелием, поминают первого человека Адама, хлебопеки и повара поминают ангела Джабра’ила (Гавриила), мастера, делающие лодки, — пророка Нуха (Ноя), кузнецы — пророка Да’уда (Давида), ткачи — пророка Идриса (Еноха), строители— пророка Ибрахима (Авраама), брадобреи — Салман Пока (Салмана ал-Фариси), сподвижника Мухаммада. Часто отдельные виды одного и того же ремесла имели своих особых П. Например, у музыкантов, играющих на духовом инструменте сурнай, духовным покровителем считается ангел Исрафил, у музыкантов, играющих на духовом инструменте карнай,— пророк Да’уд, у музыкантов, играющих на ударных инструментах ногора и дул, — Искандар Зу-л-Карнайн (Александр Македонский). У скотоводов П. верблюдов считается Вайс Карани (сподвижник Пророка Увайс ал-Карани), П. крупного рогатого скота и овец— среднеазиатские «святые» Зенги-ата и Чупон-ата, последователи суфийского братства йасавийа. Существуют «региональные» П.: у мясников Фарганы/Ферганы и Ташкента П. считается Саад Ваккос (сподвижник Мухаммада — Са‘д б. Аби Ваккас), у мясников хваризма/Хорезма, Бухары и Самарканда— некто Джоумард-кассоб («мясник»). Новым видам профессиональной деятельности определяют своих П.: например, духовным покровителем водителей транспорта стал пророк Да’уд.
П. промысла покровительствует всем, кто занимается его ремеслом. Для достижения успешных результатов в своей профессиональной деятельности человек должен обращаться к П. промысла с молитвами, совершать жертвоприношение. Согласно местным представлениям, мастерская ремесленника пир-хона считается местопребыванием духа П. и обладает целебными свойствами; за непочтительное отношение к ней ремесленник может быть наказан П. болезнями или другими несчастьями.
Представители некоторых видов деятельности принадлежали к определенным профессиональным или ремесленным корпорациям — касабам, членство в которых было доступно лишь тем, кто прошел определенное обучение. У такой корпорации, или цеха, имелся свой «устав» — рисоля (араб. рисала), в котором приводилась легенда о возникновении данной профессии и говорилось о том, каких норм и правил обязаны придерживаться члены корпорации. Не реже одного раза в год члены такой корпорации посвящали П. коллективную ритуальную трапезу арвох-и пир («для духа П.») или хид- чикариш («выпускание запаха [жертвенной пищи]»). Существовала практика приношений (назр, назир) потомкам П. со стороны членов корпораций. В частности, такие приношения получали от гончаров потомки покровителя гончарного дела амира Кулала, суфийского наставника, который жил в XIV в. Одна из обязанностей потомков П. — посвящение учеников (шогирд) в мастера (усто, от араб. устаз).
Мусульманский характер почитания П. ремесел подвергался сомнению многими богословами. В 1983 г. Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана даже выпустило решение (фатва) «О недозволенное™ и вредности дел, совершаемых новоявленными нелегальными продавцами книг», в котором, в частности, рисоля и рассказанные в них истории признавались «вредными» и «недозволенными».
3. П. на Северо-Восточном Кавказе и в Закавказье— святилище, место паломничества (синонимы зийарат, мазар).
Лит-ра: Позднее. Дервиши; Лыкошин. Роль дервишей; В.А.Парфентьев. Селение Вуадиль (статистический очерк) // Ежегодник Ферганской области. Нов. Маргелан, 1904, 3, 82; М.Гаврилов. Рисоля сартовских ремесленников. Таш., 1912; М.С.Андреев. По поводу процесса образования примитивных среднеазиатских древних цехов и цеховых сказаний (рисаля) // Этнография. 1927, 2, 323-326; М.Ф.Гаврилов. О ремесленных цехах в Средней Азии и их статутах рисоля // Известия Среднеазиатского комитета по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы. Таш., 1928, 223-241; Е.М.Пещерева. Гончарное производство Средней Азии. М.-Л., 1959, 311-372; И.М.Джаббаров. Ремесло узбеков южного Хорезма в конце XIX — начале XX в. (историко-этнографический очерк)// Занятия и быт народов Средней Азии. Л., 1971, 121-146; К.Эльчибеков. Общие религиозно-философские и фольклорно-мифологические обоснования иерархии духовенства в суфизме и исмаилизме // Религия и общественная мысль стран Востока. М., 1974, 316; О.А.Сухарева. Рисала как исторический источник // Источниковедение и текстология средневекового Ближнего и Среднего Востока. М., 1984, 201-215; Бабаджанов. О фетвах САДУМ, 177.
С.Н.Абашин