Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        Порадуз, хваджа

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 21 июня, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья
        • 2.
          Литература
        • 3.
          Автор

        Порадуз, хваджа (перс. «господин починщик обуви») — прозвание (по профессии) бухарского суфия Мухаммада б. Ахмада Абу Бакра ал-Искафа (сапожник; ум. в 925-26 г.). Об общественном признании хваджи П. в Бухаре свидетельствуют бухарские хроники, называющие его «предводителем (бузургвар) веры», «великим имамом», «ученым» (‘алим), «законоведом-практиком» (‘амил), «аскетом» (захид), «наставником» (шайх). Учениками хваджи П. среди других были «четыре Бакра» (чахар Бакр) — бухарские ученые X в., чьи имена начинались с куньи «Абу Бакр». Впоследствии они были провозглашены предками бухарских хваджей й Джуйбари (XVI в.).

        Могила хваджи П. и кладбище вокруг нее были расположены вне городских стен, неподалеку от ворот Саллох-хона, к югу от них. Вокруг могилы похоронено много ученых, шайхов, саййидов: в восточной части кладбища — мазар шайха Сирадж ад-дина ал-Халвати, в северной части, на берегу водоема (хауз) Коко, — мазар шайха Махмуда Самбусапаза (перс.-тадж., самбусапаз — «пирожник»), который был одним из заместителей (халифа) главы регионального (ханавада) братства хваджаган.

        Еще в начале XX в. это кладбище считалось действующим, оно было заброшено в 30-е гг. Гробница хваджи П. восстановлена несколько лет назад.

        Лит-ра: Насир ад-дин. Тухфат, 13-14; Му‘ин ал-фукара. Мулла-зада, 40.

        Б.А.Казаков

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018Персоналии
        Теги:
        БухараСуфизмХаддж
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
        • 6 октября, 2025
        ИСТИНА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
        • 6 октября, 2025
        Рийазат
        • 25 сентября, 2025
        МЕККАНСКИЕ ОТКРОВЕНИЯ
        • 18 сентября, 2025