Расулев (Расули) Габдрахман (‘Абд ар-Рахман) (1881–1950) — религиозный деятель, педагог, председатель ЦДУМ СССР, муфтий (1936–1950). Родился в д. Акхужа Златоустовского уезда Уфимской губернии в семье знаменитого суфийского шайха братства халидийа-накшбандийа Зайн Аллаха б. Хабиб Аллаха аш-Шарифи (Расулева). Детство и юность Р. Г. прошли в г. Троицк Оренбургской губернии, куда в 1884 г. его отец был приглашён на должность имам-хатиба в новую мечеть в районе (махалла) Магмурья. В 1899 г. Р. Г. окончил основанную его отцом мадрасу «Расулийа» и совершил паломничество (хаджж) в Макку (Мекка) и ал-Мадину. Тогда же под духовным покровительством отца он был посвящён в суфийское братство. После окончания в 1902 г. исламского университета ал-Азхар (в Каире) он вернулся в Троицк, в мадрасу «Расулийа», преподавателем арабского языка и истории ислама.
В 1903 г. шайх Зайн Аллах передал руководство мадрасой в руки сына, который реформировал её в полусветское учебное заведение. В программу преподавания кроме религиозных дисциплин были введены история (российская, всеобщая), география, физика, химия, зоология и т.д. Новое здание мадрасы, открывшее свои двери осенью 1905 г., было оборудовано на европейский лад (кабинеты, столы, классные доски, наглядные пособия). При мадрасе начала функционировать типография, где печатали религиозные книги, мусульманские календари, буквари для начальных (примечетских) школ (мактабов) на татарском, башкирском и казахском языках. Здесь же печаталась первая в России газета на казахском языке Айкап («Заря»), в нескольких номерах которой были помещены путевые заметки Р. Г., написанные во время его второго хаджжа (1908 г.).
В начале XX в. Троицк занимал одно из первых мест среди городов Южного Урала по численности мусульманского населения. В 1903 г. в городе проживало около 10,5 тыс. мусульман, что составляло более 37% численности его населения. Мусульмане Троицка были объединены в семь религиозных общин (на июнь 1915 г.), каждая из которых имела свою мечеть. В Пятой соборной мечети, которую возглавлял отец Р. Г., последний в феврале 1905 г. был утверждён вторым имамом.
О росте авторитета Р. Г. в среде местной мусульманской общественности свидетельствовал его делегатский мандат от Троицка на III Всероссийский мусульманский съезд (август 1906 г., Нижний Новгород). В числе 15 делегатов (из 500 с решающим голосом) он был избран на съезде членом комиссии, готовившей доклад по вопросу повестки дня — о реорганизации управления духовными делами мусульман. Подготовленная комиссией и принятая съездом резолюция по этому вопросу предусматривала конкретные меры по ограничению государственного вмешательства в религиозные дела российских мусульман, расширению юридических прав и компетенции их духовных учреждений.
В период с 1901 по 1917 г. в Троицке функционировало одно из крупных в крае мусульманских благотворительных обществ, которое ставило своей целью улучшение материального и культурно-нравственного состояния местного мусульманского населения. При обществе существовала библиотека Няжат («Спасение», араб. наджат), на содержание которой только в 1910 г. было выделено 1300 руб. Кроме библиотеки благотворительное общество субсидировало шесть городских начальных школ (мактабов), которым выдавалось ежегодно по 500 руб. на каждую, а также приют для бедных. Кандидатом в члены Правления с 1913 г., а затем и членом Правления этого общества был Р. Г.
После Октябрьской революции мадраса «Расулийа» была закрыта. Р. Г. продолжал оставаться имамом мечети р-на Магмурья в Троицке. Одновременно с 1923 г. он, будучи назначенным муфтийем Р.Фахретдиновым, выполнял обязанности мухтасиба по Уральской обл. После смерти Р.Фахретдинова в 1936 г. на совещании имамов-мухтасибов в Уфе Р. Г. был предложен пост муфтийя. В предвоенные годы он много сделал для сохранения Духовного управления мусульман и спасения служителей исламского культа от репрессий.
Период Великой Отечественной войны стал новым этапом в деятельности ЦДУМ и его муфтийя. В мае 1942 г. в газете «Труд» появилось обращение Р. Г. ко всем мусульманам Советского Союза с призывом отдать все силы на борьбу с фашизмом. В обращении отмечалось, что советское правительство отказывается от политики притеснения мусульман: разрешается восстановление мечетей, свободное отправление религиозных обрядов. Текст обращения муфтийя был отпечатан на татарском, башкирском, казахском, узбекском языках, размножен и разослан в районы компактного проживания мусульманского населения. На обращение Р. Г. мусульмане страны ответили сбором средств в помощь фронту. Эти средства были направлены на строительство особой танковой колонны, о чём муфтий сообщил И.В.Сталину телеграммой. Телеграмма Р. Г. и ответ советского правительства на неё были опубликованы 3 марта 1943 г. в газете «Известия».
После войны, в 1945 г., в Москве на татарском языке арабским шрифтом было издано подготовленное Р. Г. религиозное пособие Ислам, в котором были изложены основные постулаты мусульманской веры. Предписания ислама и правила религиозных обрядов тиражировались также в ежегодных мусульманских календарях, издаваемых Р. Г. для массового пользования. В 1945–1946 гг. Р. Г. предпринял шаги к открытию в Уфе при соборной мечети курсов для подготовки имамов. В связи с ужесточением религиозной политики советского государства в открытии курсов было отказано.
В послевоенные годы Р. Г. продолжал отстаивать интересы верующих и мусульманского духовенства: способствовал регистрации новых религиозных общин, открытию мечетей, выдавал свидетельства на отправление обрядов муллам незарегистрированных религиозных общин. Он пользовался большим авторитетом в мусульманском мире, его биография была включена в известное издание «Кто есть кто в религии» (1947 г).
В октябре 1948 г. в Уфе проходил IV Маджлис (собрание) представителей мусульманского духовенства и верующих, на котором состоялись выборы нового состава Управления, переименованного в Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), и его председателя. Муфтийем вновь был избран Р. Г.
Р. Г. похоронен во дворе соборной мечети г. Уфа.
Сочинения: Расули Г. Ислам. Переизд. / Пер. с татарского Ф.Билялова и М.Муртазина. М., 1998.
Лит-pa: ГА РФ. Ф. 102 (ДПОО). Оп. 1911. Д. 74, ч. 53, л. 2об.; ЦГИА РБ. Ф. 187. Oп. 1. Д. 412, л. 411об.; Там же. Ф. 295. Оп. 14. Д. 4, л. 102; ГАОО. Ф. 10. Оп. 2. Д. 202, л. 15; III Всероссийский мусульманский съезд. Казань, 1906, 8; Отчет Троицкого мусульманского благотворительного общества за 1913 год. Троицк, 1914, 15; Л.А.Ямаева. Мусульмане Башкортостана на рубеже XIX–XX веков: Статистический очерк. Уфа, 1995, 35; Юнусова. Ислам, 74, 199–200, 215, 216, 235, 236; С.Г.Рахманкулова. Муфтий Габдрахман Расулев — старший сын Ишан Хазрата Расулева. Челябинск, 2000.
Л.А.Ямаева.