Расулев, Зайнулла (Зайн Аллах б. Хабиб Аллах б. Расул, 1833-1917, г. Троицк) — знаменитый башкирский религиозный деятель, ишан, шайх братства накшбандийа. Родился в деревне Шарип Троицкого уезда Оренбургской губернии в семье муллы. Учился в Мадрасе своей деревни, затем — Троицка. По завершении учебы (1859 г.) — преподаватель (мударрис) мадрасы и имам-хатиб мечети в деревне Ак-Хужа (близ Верхнеуральска, Оренбургская губерния).
Еще в годы учебы Р. 3. стал интересоваться суфизмом, в 1859 г. шайх ‘Абд ал-Хаким посвятил его в учение одной из школ братства накшбандийа. Мистический путь познания божественной истины Р. 3. постигал в Стамбуле (1869-1870), куда он прибыл из Макки/Мекки и где он получил «разрешение» (иджаз-нама) от одного из шайхов братства накшбандийа быть духовным наставником (муршидом).
Вернувшись в родную деревню, Р. 3. ввел ряд новшеств в суфийскую практику местных мусульман: громкий зикр, празднование рождения Пророка (маулид), ношение четок и т.д. Представители официального духовенства обвинили его в «ереси» и враждебной деятельности против властей. По их доносу он был арестован и в январе 1873 г. сослан в Вологодскую губернию (через три года переведен в г. Кострому). По возвращении из ссылки (1881 г.) Р. 3. совершил второй хаджж, а в 1884 г. поселился в г. Троицке как имам-хатиб Пятой соборной мечети. Там же он основал ставшую знаменитой новометодную школу (мадраса) Расулийа, которая сыграла большую роль в распространении ислама среди кочевых казахов.
Р. 3. пользовался огромным уважением и у джадидистов, и у кадимистов. Он публично выступал в печати за реформу исламских институтов, за введение нового метода обучения в школах. Глубокие познания в шари‘ате, поразительные способности врачевания гипнозом, приемами тибетской медицины, дар провидения снискали ему огромный авторитет. Как муршид братства накшбандийа, согласно источникам, он имел множество учеников (муридов) — татар, башкир, казахов, туркистанцев и даже индийцев. Среди известных его сторонников — джадидисты Галимджан Баруди, Ризаэтдин Фахретдинов и др.
Р. 3. дружил с известным поэтом М.Акмуллой, оказывал ему моральную и материальную поддержку.
Печатные труды Р. 3. сыграли положительную роль в религиозном и национальном пробуждении тюркских народов России.
Лит-ра: Рида‘ ад-дин б. Фахр ад-дин. Шайх Зейнеллах хезретнын терджема-йи халы. Оренбург, 1917; В.Б[артольд]. Шейх Зайнулла Расулев // Мусульманский мир. Пг., 1917. Вып. I, 73-74; Валидов. Очерк, [204-205]; Баш корт адабияте тарихе. Уфа, 1990, 2, 136, 182; А.Расих. Ишан оныгы // Казан утлары. 1990, 1, 8-68; 2, 15-83; Фархшатов. Народное образование, 83-85.
М.Н.Фархшатов