Рукйа (араб.; тюрк, дам солмок; «заклинание», «заговор») — один из самых древних и широко распространенных в Центральной Азии ритуалов, совершаемых для исцеления от физических и душевных недугов, избавления от сглаза и злых чар. В местной традиции существовала специальная литература, содержащая обоснование законности этого ритуала (со ссылками на хадисы), условия и порядок его проведения, перечень молитв (ду‘а’), соответствующих сур и айатов Корана. Главное условие совершения Р. — подготовленность лица (как правило, это мулла), исполняющего ритуал. Этот человек должен понимать смысл читаемых им фрагментов Корана и молитв, обладать необходимыми религиозными знаниями и соблюдать предписания шари‘ата— только при этих условиях можно надеяться на помощь ангелов, охраняющих мусульман. Цели и порядок Р. зависят от конкретного случая. Например, больного с температурой или в ознобе укладывают (или сажают) так, чтобы исполняющий ритуал был обращен лицом к Мекке (кибла) и одновременно— в сторону больного. Затем читается молитва со славословиями Аллаху и Пророку, далее семь раз повторяется первая сура Корана (ал-Фатиха), определенные айаты сур ал-Бакара (2:102, 137, 162, 163, 255-256, 283, 286) и Ал ‘Имран (3:1, 2). После этого произносят на арабском языке (с переводом на местный язык) собственно формулы заговора: «Именем Аллаха заклинаю тебя от всякого вреда и от дурного глаза всех живых существ! Именем Аллаха заклинаю тебя, и да исцелит тебя Аллах» и т.п. Примерно так же (с несколько иным набором формул и заменой некоторых айатов) совершается Р. в случае травмы при падении, нарушении функций внутренних органов, психического расстройства и т.д. Некоторые муллы допускают отклонения от установленного порядка: подбирают другие суры и айаты (часто Йа син, три последние суры), перед началом ритуала «очищают» себя, трижды читая Престольный айат (2:255-256). Варьируется и число прочтений ал-Фатихи (3, 7, 11 и 40 раз). Иногда в Р. включают чтение популярных касид (в частности, Касида ал-Бурда, Касида ал-Амали). При отсутствии положительного результата ритуал Р. может быть повторен несколько раз, хотя обычно совершается один-два раза в день.
Если причиной болезни считается сглаз, то допускается проведение особого ритуала под названием «вода и земля». Сначала (одним из вышеописанных способов) заговаривают сосуд с водой и горсть земли, эту воду дают больному, а горсть земли рассыпают у порога дома с проговариванием соответствующих формул молитвы. Иногда вместо воды заговаривали соль, пищу или одежду. К Р. прибегали также в случае необходимости отвести порчу от дома, предметов быта, домашних животных.
Спорным был и остается вопрос о допустимости денежного или иного вознаграждения за проведенные Р. Большинство ханафитских ‘улама’ считали правомочным требовать плату за Р. в случае положительного действия. Если же исполнитель ритуала с самого начала намеревался получить вознаграждение, то Р. не достигает желаемой цели.
Местные «реформаторы» конца XIX — начала XX в. (джадидисты) и «обновители» ислама советского времени (муджаддидийа) считали Р. действием, противоречащим шари‘ату и используемым шарлатанами с целью заработать на невежестве простых людей— за ним, по их мнению, кроется еще один из недопустимых способов «продажи Корана». Еще большее неодобрение (как со стороны «реформаторов», так и со стороны «традиционалистов») вызывала и вызывает практика лечения и «изгнания джиннов» так называемыми бахши, сопровождающими «исцеление» игрой на музыкальных инструментах (чаще всего ударных), периодическими выкриками и ритмическими движениями. Такое же отношение у них к действиям бродячих дарвишей-каландаров, которые с целью «изгнания джиннов», вселившихся в больного, исполняли вокруг него нечто похожее на «громкий» зикр (джахр) с ритуальным танцем (ракс).
В настоящее время Р. сохраняет свою популярность в регионе.
Лит-ра: Мухаммад Йусуф Байани. Шаджара-йи Хваразм-шах. Рук. ИВ АН РУз, № 9596, л. 496а; ‘Адил, Мухйи ад-дин Нассар. Ар-Рукйа мин ал-джанн ва-мин ‘айн ал-инсан. Танта, 1991; полевые исследования авторов.
Б.М.Бабаджанов, М.М.Камилов