Рукописный Коран, представленный в экспозиции Бухарского музея (Исторический музей Бахауддина Накшбанда в Бухаре), — оригинальный памятник письменной культуры народов Центральной Азии. Из краткой записи в инвентарной книге Музея явствует, что этот экземпляр хранился в придворной библиотеке эмира, а после его свержения попал (предположительно в 20-х гг. ХХ в.) в Бухарский музей.
Р. К. отличается от других списков двумя особенностями: нетрадиционным размером и переплётом. Его размер — 47х85 см. Обычно такие списки служили объектом вакфа в пользу мечетей. Возможно, данный список также был обращён в вакф в пользу одной из мечетей г. Бухары, но поскольку начало и конец рукописи не сохранились, точно установить это на данном этапе затруднительно.
Переплёт толщиной в 1 см изготовлен из дерева, очевидно с учётом того, что картонный переплёт не выдержал бы тяжести листов при перемещении списка из одного места в другое. Кроме того, деревянный переплёт гарантирует сохранность списка, предотвращает повреждение листов. На деревянный переплёт наклеена бумага с узорами красного и тёмно-зелёного цвета. Переплёт украшают три узорных картуша разного размера. Всё это создаёт впечатление, что рукопись в толстом картонном переплёте.
Список состоит из 305 листов. Начальные суры ал-Фатиха («Открывающая») и ал-Бакара («Корова») не сохранились. Сохранившаяся часть начинается с 3-й суры ал-‘Имран («Семейство ‘Имрана») и завершается 61-й сурой ас-Сафф («Ряды»). Текст написан на местной лощёной бумаге и заключён в рамки из жёлтого, красного и синего цветов. Размер текста 31х61 см. На каждой странице 11 строк. Название сур выписано красными чернилами, а основной текст чёрными, почерк сулс. Айаты отделены друг от друга небольшими позолоченными кругами.
На полях многих страниц размещены картушеобразные позолоченные круги диаметром в 3 см. Вокруг них буквы ‘айн и слова сулас («по три»), нисф («половина»), руб‘ («четверть»). Пагинация восточная.
Имя каллиграфа неизвестно, но, судя по палеографическим и каллиграфическим признакам, список можно отнести к XVIII — началу XIX в.
В оформлении участвовали каллиграфы (араб. ед.ч. хаттат), оформители ‘унвана (араб. ед.ч. музаххиб), переплётчики (араб. ед.ч. саххаф), которые приложили немало усилий к тому, чтобы список был изящным и прочным.
Х.Тураев.