РӮМӢ, Джала̄л ад-дӣн Мух̣аммад б. Баха̄’ ад-дӣн Мух̣аммад ал-Балх̮ӣ, известный как Маулана («наш господин») (1207—1273) — знаменитый персидский мистик и поэт, основатель-эпоним и неформальный руководитель суфийского братства маулавийа. Родился в Балхе (Северный Афганистан), умер в Конье (Малая Азия). Его отец, Мухаммад б. ал-Хусайн ал-Хатиби ал-Балхи (1148—1231), считался авторитетным факихом в государстве Хорезмшахов, был популярным проповедником и имел тесные связи с суфийскими кругами, разделявшими взгляды шайха Наджм ад-дина ал-Кубра (ум. в 1221 г.). Ок. 1215 г. он вместе с семьей покинул Балх, опасаясь преследований со стороны хорезмшаха ‘Ала’ ад-дина (1200—1220), которого порицал в своих проповедях. В течение ряда лет семья жила в различных городах Малой Азии (Малатья, Ларенда). В 1228 г. Баха’ ад-дин переехал в Конью и стал руководителем центральной Мадраса. Р. унаследовал этот пост после смерти отца. В 1232—1239 гг. он совершенствовал свои знания в религиозных науках в Халебе и Дамаске; по возвращении в Конью продолжил чтение лекций в Мадраса, выступал с проповедями в мечети и основал братство суфиев, отличавшееся тогда весьма умеренными взглядами. В 1244 г. судьба свела его со странствующим «свободным» мистиком Шамс ад-дином Мухаммадом ат-Табризи, чьи идеи, представлявшие собой эклектическое соединение постулатов каландарийа, мусульманского нормативного богословия и школы Абу Йазида ал-Бистами, оказали на Р. решающее влияние. Р. признал Шамс ад-дина своим муршидом и отказался от интеллектуальных изысканий. Постоянное общение Р. с Шамс ад-дином вызвало недовольство его учеников, которые в конце концов убили Шамс ад-дина. Горе Р. в связи с утратой Шамс ад-дина еще более обострило его восприятие окружающего мира, что ярко отразилось в его стихах, которые он стал подписывать именем своего мистического возлюбленного, обнаружив его в себе самом. Именно в этот период Р. соединил преподавание мусульманской учености с суфийской практикой непосредственно в мадраса, чего до него никогда не было. В 1249 г. он объявил, что Шамс ад-дин вернулся к нему в образе ученика золотых дел мастера в Конье Салах ад-дина Фаридуна, которого он назначил своим халифа и на’ибом. После смерти последнего (в 1258 г.) его преемником стал Хусам ад-дин Хасан Челеби, занявший впоследствии пост руководителя братства (ок. 1264 г.) еще при жизни Р. Именно Хусам ад-дин был инициатором того, чтобы Р. написал свою знаменитую мистическую поэму Маснави («Парнорифмующиеся строки»), названную впоследствии «Кораном на персидском языке».
Р., несомненно, был хорошо знаком с идеями интеллектуального суфизма, в частности с учением вахдат ал-вуджуд Ибн ‘Араби, равно как и со взглядами представителей практического мистицизма. Однако как мистик Р. не создал своей, особой концепции мистического Пути. Его мировоззрение эклектично. Согласно Р., бог абсолютно непознаваем, он — нечто, что существует вне Небытия, он — творец всех реалий, создаваемых им, когда они погружены в сон в Небытии и в Добытии. Человеческий разум не в силах познать Сущность, но ее атрибуты мистики познают интуицией и чувством—беспредельной любовью. Существует непрерывный, единый и вечный процесс, идущий по кругу, процесс нисхождения и возвышения (от Него и к Нему). Это движение охватывает все явления как в неорганическом и органическом мире, так и в мире Абсолютной души. Двигаясь по этому кругу, вещь меняется и может превратиться в свой антипод, а человек— божественное творение — приобретает частицу субстанциональных качеств Абсолютной души, заложенных в его индивидуальную душу. Отсюда постоянный поиск человеком пути к воссоединению с божеством. Р. никогда не был пантеистом, как это принято считать в отечественной науке. В своих воззрениях он постоянно стремился занять промежуточную позицию между мистикой и мусульманским богословием. В отличие от многих мистиков Р. считал обязательным для каждого суфия исполнение религиозных предписаний (молитва, пост и т. д.), рассматривая их как подарок влюбленного любимой. Вместе с тем он придавал исключительное значение слушанию музыки и пения, а также танцам во время коллективных радений (сама‘, хадра), что было явным нарушением предписаний шари‘ата.
Р. оставил громадное литературное наследие в стихах и прозе. Только Мактубат («Письма») и первые 18 байтов поэмы Маснави были записаны им собственноручно, остальное записано и собрано его учениками. Его Диван (издан в восьми томах в Тегеране в 1957—1966 гг.) содержит газели, четверостишия и другие строфические формы — всего ок. 30 тыс. двойных строк (байтов). Они были написаны большей частью для радений и отличаются высоким эмоциональным настроем, мелодичностью, ритмичностью, экстатическим характером. Почти все они посвящены беззаветной любви к богу и мистическим восторгам. Маснави-йи ма‘нави («Поэма о сокрытом смысле» — название атрибутивное, неавторское; издано в восьми томах с переводом на английский язык в Лондоне в 1925—1940 гг.; содержит 25 632 байта) — мистико-дидактическая поэма в шести частях (дафтар) в жанре поэм Сана’и (ум. в 1131 г.) и Фарид ад-дина ‘Аттара. Хусам ад-дин Хасан Челеби записывал этот труд под диктовку Р. Последняя авторская редакция всей поэмы имела место ок. 1272 г. В знак признательности Р. посвятил поэму Хусам ад-дину, и в традиции маулавийа ее называют Хусам-наме («Книга Хусама»). Эта поэма—подлинная энциклопедия суфизма в стихах, вершина творчества Р. и мистической поэзии в персидской литературе. Сам Р. считал, что Маснави раскрывает тайный смысл Корана, который он цитирует 760 раз. Традиционно считается, что поэма создавалась импульсивно, без предварительного плана, что она не имеет композиционного каркаса и единого сюжетного стержня. Действительно, основную смысловую нагрузку в поэме несет притча, увязываемая с многочисленными теоретическими положениями Р. по принципу ассоциативной связи, иногда нарочито завуалированной, но вместе с тем в ней прослеживается одна и та же схема пояснения мистического либо морально-этического положения, которая строится таким образом: тезис (мистический постулат) — подтверждение (айат, хадис) — перевод-комментарий последнего —иллюстративный пример (назидательный рассказ)—вывод-сентенция. Такова пятичастная схема метода Р. в поэме. В поэме же налицо три взаимопереплетающиеся и взаимосвязанные структуры: мистическая, общемусульманская, основанная на Коране и хадисах, и художественно-иллюстративная, представленная великим множеством притч, рассказов и историй, несущих основную нагрузку при объяснении понятийного аппарата Р.
Фихи ма фихи (название заимствовано из касиды Ибн ‘Араби) — собрание высказываний Р., сведенных в корпус уже после его смерти, ответы ученикам на их вопросы, связанные с различными аспектами мистицизма, которые можно рассматривать как пояснения к Маснави теоретического и практического характера. В труде представлены также записи бесед политического содержания с вазиром (впоследствии правителем) Конийского султаната Му’ин ад-дином Парване (ум. в 1277 г.). Издано в Тегеране в 1330/1951 г.
Мава‘из ал-маджалис ас-саб‘а — проповеди, написанные стилизованной, орнаментальной, рифмованной прозой и содержащие прославление бога, Пророка, пояснения к некоторым хадисам; полное отсутствие мистических тем. Издано в Стамбуле в 1937 г.
Лит-ра: Афлаки. Манакиб, 46—35а, 456—398б, 419б—470а; The Mathnawi of Jalalu’ddin Rumi. Ed. from the oldest manuscripts available with critical notes, transl. and comment, by R. A. Nicholson. Leiden, 1929; Э. Д. Джавелидзе. У истоков турецкой литературы. 1. Джелаль-ед-дин Руми. Тб., 1979; Фарузанфар. Рисала; Baldick. Literature, 98—99, 125—127; Schimmel. Dimensions, 309—328; A. J. Arberry. Discourses of Rumi. L., 1961; H. Ritter—A. Bausani. Galal al-Din Rumi.—EI, NE, 2, 393—397.
О. Ф. Акимушкин