Русские мусульмане — этнорелигиозная группа, оформившаяся к середине 2000-х гг. и объединяющая русских и представителей других славянских, а также финно-угорских народов. Современное употребление этого названия принципиально отличается от исторического: до Октябрьской революции под «русскими мусульманами» понимали представителей мусульманских народов, бывших подданными Российской империи.
Отправной точкой для современного русского ислама принято считать 1999 г., когда православный священник Вячеслав Полосин объявил о принятии им ислама и взял мусульманское имя — Али. Вскоре после этого он вступил в братство (тарикат) накшбандийа и стал последователем (мюрид, от араб. мурид) суфийского наставника из Дагестана Саида-афанди Чиркейского (1937–2012). Первое время он неизменно выступал против деления мусульман по национальному признаку. В 2000 г. В.(Али) Полосин и другая мусульманская неофитка, переводчица Корана В.(Иман) Порохова, объявили о создании общины «Прямой путь». Учредители подчёркивали, что их община представляет собой объединение не русских, а новообратившихся мусульман. О том, что до середины 2000-х гг. В.(А.)Полосин стоял на интернационалистских позициях, свидетельствует его жёсткая критика в адрес проекта «Русский ислам», разработанного политтехнологами при тогдашнем полпреде Президента РФ в Приволжском федеральном округе С.В.Кириенко. Опираясь на указанные принципы, В.(А.)Полосин поначалу критиковал созданную в июне 2004 г. Национальную организацию русских мусульман (НОРМ).
О создании НОРМ было объявлено на первом учредительном съезде, состоявшемся в Омске. В состав организации вошли мусульманские общины Москвы (джама‘ат Бану Зулькарнайн), Омска (джама‘ат Дагват аль-Ислами), Йошкар-Олы (Царёвококшайская община русских мусульман) и Алма-Аты (Культурный центр русских мусульман «Ихлас»). Учредители НОРМ видели основную задачу организации в том, чтобы представлять интересы всех русских мусульман — независимо от их религиозных и политических взглядов — и лоббировать их как внутри российской общины (умма), так и вне её. Представителями и выразителями интересов народов, традиционно исповедующих ислам, по мнению членов НОРМ, выступали духовные управления мусульман, тарикаты, джама’аты и др.
При ответе на вопрос, кого считать русским мусульманином, НОРМ руководствовалась принципом, сформулированным её идеологами: «Русский — это тот, кто считает себя таковым». Поэтому среди членов организации оказались представители различных народов — как славянских (украинцы, белорусы), так и тюркских (татары, чуваши) и финно-угорских (мордва, марийцы и др.), а также немало детей от смешанных браков, где кто-то из родителей являлся мусульманином (этническим или практикующим).
Одним из лидеров и главным идеологом НОРМ с момента её создания был выходец из националистической среды Вадим (Харун) Сидоров, активный участник интеллектуального кружка Гейдара Джемаля, собиравшегося у него на квартире в Москве в середине 2000-х гг. Из этого кружка вышли другие русские мусульмане: Фатима (Анастасия) Ежова, Антон Шмаков и др. Г.Джемаль повлиял на принятие ислама рядом российских интеллектуалов: от Алексея Цветкова-младшего до Вячеслава Полосина.
Изначально в НОРМ входили как сунниты, так и шииты, но уже на следующий год из неё (в том числе из её руководства) были исключены шииты. Попытка собрать всех русских мусульман в одной организации потерпела крах, в чём сами представители суннитского крыла НОРМ признались, обвиняя в случившемся расколе шиитов.
Порвав с шиитами и Джемалем, суннитское крыло НОРМ не нашло идеологической базы и в современном салафизме. Обнаружив в нём «модернистский новодел» и интернационалистские взгляды, В.(Х.)Сидоров, а вместе с ним и его единомышленники продолжили поиск идеологии для НОРМ. В 2007 г. было официально объявлено, что основой идеологической концепции НОРМ становятся положения маликитского мазхаба. Выбор этого мазхаба был обусловлен контактами руководства НОРМ с движением Мурабитун и последующим вступлением в суфийское братство (тарикат) шазилийа-даркавийа-хабибийа.
Вступление В.(Х.)Сидорова и его единомышленников в суфийское братство ознаменовало и налаживание отношений с В.(А.)Полосиным, который ранее критиковал НОРМ за национализм. В 2006 г. возглавляемая им община «Прямой путь» вступила в НОРМ, и В.(А.)Полосин, ставший первым заместителем председателя НОРМ, оказался единственным из руководства организации, кто не был приверженцем маликитского мазхаба. Обретя конкретную идеологическую платформу, НОРМ ещё более ограничил число своих сторонников. Несмотря на то что русские участники движения Мурабитун не возражали против приверженности членов НОРМ трём другим суннитским мазхабам, фактически вся идеология организации теперь строится на основе маликитского толка. Был учреждён специальный Маликитский центр НОРМ, призванный заниматься пропагандой маликитской правовой школы.
Одними из последовательных критиков НОРМ и движения Мурабитун выступают представители суннитской общины (джама’ат) Даруль-Фикр, не претендующей на объединение русских мусульман, но включающей в свои ряды немало русских, принявших ислам. По мнению членов этой общины, НОРМ является не чем иным, как «заблудшей сектой», исповедующей чуждые исламу взгляды. Они критикуют её за политизированность, полагая, что это в большей степени политическая, чем религиозная организация. Рассматривая со строгих шариатских позиций доктрину движения Мурабитун и НОРМ, Ахмад ар-Руси, лидер Даруль-Фикр приходит к выводу, что последние не столько являются приверженцами маликитской школы, сколько пытаются сформировать пятый, Мединский мазхаб.
После раскола НОРМ стала стремительно маргинализироваться и перестала даже номинально быть организацией, представляющей и защищающей интересы русских мусульман. Она так и не смогла выполнить эту задачу, превратившись из относительно плюралистической структуры в закрытое, узко идеологизированное объединение праворадикального толка. Заданные идеологические рамки (ограниченность не распространённой в России правовой школой, примат национального над религиозным и т.д.), возникшие как ответ на неприятие со стороны истеблишмента народов, традиционно исповедующих ислам, превратили русских мусульман в обособленную маргинальную группу, занимающую свою скромную нишу в общественной жизни мусульман России. Стремление определённой части русских мусульман следовать примеру «других русских» (староверов, субботников, молокан, духоборов, штундистов и др.) вступает в противоречие с их намерением быть в авангарде российской мусульманской общины (умма).
Русские мусульмане активно заявили о себе в пространстве художественной литературы. Литературным манифестом НОРМ стал роман Дмитрия (Муслима) Ахтямова «Исламский прорыв» (2005 г.), где повествуется о победе белых мусульман над царством Тагута.
Лит-ра: Р.И.Беккин. «Исламский прорыв»: мусульманская литература в поисках идеологии // Кавказ и глобализация. 2007. Т. 1 (2), 92–101; А.Ежова. Русский ислам: среды, мотивы, тенденции и перспективы // Четки. 2011, № 1–2, 102–125; А.Макаров. Русские мусульмане в истории России // Четки. 2011, № 1–2, 150–161; R.Bekkin. Russian Muslims: A Misguided Sect, or the Vanguard of the Russian Umma? // Islamic Authority and the Russian Language, 361–401.
Р.И.Беккин