РУША̄НӢЙА (афг.-перс. рошани) — рошаниты, название мусульманской общины, основанной Байазидом Ансари (1525—1572), прозванного в среде его учеников и последователей Пир-и Рошан (откуда и название общины). Община Р. получила распространение во многих афганских племенах с середины XVI в. Под религиозной оболочкой Р. зародилось и протекало народное (преимущественно сельских жителей и скотоводов-кочевников) движение, направленное против афганских феодалов и могольских завоевателей и носившее форму активной пропаганды и вооруженной борьбы на протяжении почти столетия, до начала 40-х годов XVII в.
Некоторые из основных положений учения общины Р. существенно отличались от установлений «правоверного» ислама, в связи с чем создатель и сторонники учения были объявлены «безбожниками». Согласно доктрине Байазида Ансари, изложенной им в нескольких трактатах, божественное начало разлито во всем мире, во всех людях, все они равны перед богом, и каждый должен стремиться к его познанию и единению с ним. Познать бога, учил Байазид, можно только благодаря «совершенному духовному руководителю» (пир-и камил), и подчинение такому вождю равносильно подчинению богу. На пути единения устанавливались восемь степеней религиозного совершенствования; Р., достигшие высших четырех степеней и считавшиеся близкими к единению с богом, освобождались от некоторых предписаний шари‘ата.
Благодаря этим особенностям учения, энергичной его пропаганде, а также поддержке Байазидом старинного афганского обычая «веш», состоявшего в более или менее справедливом разделе земли между членами племени, глава общины сумел привлечь на свою сторону многие афганские племена. Движение Р. приобрело очевидный социальный характер, антифеодальную направленность, черты освободительной борьбы против могольских завоевателей. Р. под руководством Байазида, его сыновей, внука, правнука, последователей одержали немало внушительных побед, и только к середине XVII в. движение, постоянно ослаблявшееся межплеменными рознями, было подавлено, но его идеи еще очень долго сохраняли влияние на умы афганцев. Они оказали воздействие на дальнейшую освободительную борьбу, на развитие национального самосознания. Активными участниками рошанитского движения и его идеологами были крупные афганские поэты Арзани, Даулат, Мухлис, внук Байазида Мирза-хан Ансари. Сочинения Байазида и стихи поэтов-рошанитов явились фундаментом последующего развития афганской литературы. Под влиянием стиля рифмованной прозы Байазида находились даже непримиримые идейные противники Р.
В Свате одним из последователей Пир-и Рошана была основана ветвь общины Р.— ‘исавийа (названа по имени основателя — миана ‘Иса).
Лит-ра: Хайр ал-Байан дэ Байазид Рошан. Кабул, 1975; он же. Халнама. Pyк.F 920/37. Subhan Allah collection, Abu-l-Kalam Azad Library, Aligarh Muslim University, India; Махзан ал-ислам. Тасниф ахунд Дарвеза-баба мукаддама саййид Таквим ал-Хакк Какахел. Пешавар, 1967; Дабистан ал-мазахиб. Та’лиф-и шайх Мухсин Фани Кашмири. Канпур, 1904; И. М. Рейснер. Развитие феодализма и образование государства у афганцев. М., 1954, 285; М. Г. Асланов. Народное движение рошани и его отражение в афганской литературе XVI—XVII вв.—СВ. 1955, 5; В. М. Массой и В. А. Ромодин. История Афганистана. 2. М., 1965, 33—48; В. М. Маннанов. Суфийско-пантеистическое направление в афганской литературе XVI—XVII вв. Автореф. канд. дис. М., 1970; В. В. Кушев. Афганская рукописная книга. М., 1980, 29—38; К. Хадим. Базид Рошан. Кабул, 1944; D. S. Margoliouth. Rawshaniyya. — EI, 3, 1133—1134; М. Shafi. Bayazid Ansari.—EI, NE, 1, 1121 — 1124.
В.В.Кушев