С̣УДӮР («выход», «излияние») — один из терминов мусульманского богословия и философии, означающий процесс порождения мира из надмирного божественного Абсолюта. Попав в ислам из неоплатоновских учений об эманации, понятие С. приобрело ряд существенных особенностей. Ближе всего к первоисточнику стоят, пожалуй, доктрины ал-Фараби и «Чистых братьев» (Ихван ас-сафа’), в которых С. предстает как спонтанное и необходимое явление. Для этих мыслителей С. был синонимом более распространенного термина файд или файадан («излияние»), а также термина зухур («проявление»). Ибн Сина также не делал различия между этими терминами. Он соединил неоплатоновскую теорию эманации с космологией Птолемея и аристотелевским учением о необходимом и потенциальном бытии. В результате в его философии все сущности, исходящие из Первопринципа (ал-мабда’ ал-аввал), признаются лишенными самостоятельного бытия (ал-ваджиб бигайрихи) и зависящими в своем существовании от единственной самодовлеющей сущности—божественного Абсолюта. Этим подчеркивалась одновременно трансцендентность бога и полная зависимость от него вселенной.
Несмотря на подобное решение вопроса о роли божества во вселенной, ал-Газали обвинил Ибн Сину и других философов с том, что они принижали значение бога как причины причин. Согласно ал-Газали, они объясняли «излияние» бога во вселенную некой необходимостью, заложенной в его природе. Сам же ал-Газали единственной причиной творения считал произвольное желание бога. Отстаивая абсолютность божественного изволения, ал-Газали не признавал, что роль бога в творении сводится лишь к первому толчку, после чего порождение и функционирование бытия «берет на себя» причинно-следственная связь. Согласно ал-Газали, бог в каждый отдельный момент создает эту причинность заново и волен в любой момент изменить привычный ход событий. В целом ал-Газали выступал не столько против учения о С, сколько против взглядов философов на его причину. Сам он нередко пользовался близкими по значению терминами файд и таджалли (теофания) и признавал неоплатоновскую иерархию эманации Единого (см. малакут).
Мусульманские мистики понимали под С, как и под файд, извечное проявление бога в бесчисленных образах вселенной. Многообразие бытия изводится из божественного Абсолюта, подобно тому как бесконечные числовые ряды изводятся из единицы. Причину С. суфийские мыслители видели в любовном стремлении божества, в зародыше содержащего в себе будущее «внешнее» (захир) бытие, к самопознанию и созерцанию себя со стороны. Так как сама природа любви требует объекта, она побуждает божественный Абсолют к объективизации сначала в универсалиях, а затем вследствие присущей им «любви» к самореализации—и в конкретных сущностях материальной вселенной. Последним, в свою очередь, свойственна любовь к своему источнику, требующая от них восхождения к абсолютному и совершенному бытию. Таким образом, в учениях мистиков причиной и двигателем эманации оказывается любовное стремление.
Лит-ра: Ибн ‘Араби. Ал-Футухат, 2, 310; Amoli. La philosophie, 481—482, 689, 704—705; Wensinck. On the relation; F. Rahman. The Eternity of the World and the Heavenly Bodies in Post-Avicennian Philosophy. — Essays on Islamic Philosophy and Science. N.Y., 1975, 222—237; Tj. de Boer. Faid.—ShEI; 96—98; см. лит-ру к ст. таджалли и файд.
А.Д.Кныш