Саййид Бандкушайи («Саййид, снимающий оковы»), или Саййид Побанд («Закованный саййид») — мазар и небольшой некрополь в юго-восточной части шахристана Бухары (Хисар-и дарун, или Хисар-и кадим). В XVI в. квартал и приходская мечеть назывались Хазрат-и Бандкушайи, в документах конца XVII в. квартал назывался Базар-и дик («Базар котлов»), в XIX — начале ХХ в. — Дикризи («Литье котлов»), в форме Саййид Бандкушайи упоминается в начале ХХ в.
Согласно Мулла-зада, саййид Абу-л-Хасан ал-Хамадани (ум. в октябре 1004 г.) в братстве был связан с шайхом Джа‘фаром ал-Хулди (ум. в 959 г.) — суфийем школы ал-Джунайда ал-Багдади (ум. в 910 г.); его учеником был ал-Калабади (ум. в 990 или 995 г.). Саййид Абу-л-Хусайн прогневал тогдашнего правителя Бухары, его арестовали и заковали в цепи. Перед смертью мученик завещал, чтобы его похоронили в оковах, в собственном доме. Его желание было выполнено, однако через 20 лет прах был перенесён в другое место, вероятно, туда, где до наших дней находится мазар. По завещанию саййида в изголовье его могилы поставили камень (не сохранился), доставленный с горы Хира’ (близ Макки/Мекки).
Мазар С. Б. (общая площадь 68 м2), обведённый каркасной стеной, состоит из двора и главной святыни в небольшом помещении (15 м2) с плоской кровлей, над которой поднят туг. С трёх сторон вплотную примыкают жилые дома; фасад, облицованный жжёным кирпичом, обращён на улицу.
Мазар Саййид Бандкушайи в Бухаре.Чертёж Е.Некрасовой, И.Глазновой
Во дворе расположены саганы, где похоронены жители квартала — литейщики котлов, согласно местному преданию — потомки святого. В интерьере главной святыни у восточной стены находится сагана, рядом — чираг-дан из жжёного кирпича. В его нижнюю часть монтирован фрагмент резного глазурованного надмогильника (конец XIII — XIV в.), а отверстие чираг—дана закрыто плакатом с текстом молитвы.
Названия мазара связаны с местным преданием о чудесах святого: в темнице каждый раз во время намаза цепи спадали с ног мученика, и он без помехи мог совершать молитву, после её окончания вновь оказывался в оковах. Однажды правитель увидел это во сне и приказал тюремщику узнать о благочестивом человеке, томившемся в тюрьме, и освободил его.
Мазар С. Б. пользуется большой популярностью: его посещают в надежде излечиться от болезней, выйти из затруднительного положения. Обряд поклонения традиционен: у захоронения С. Б. мулла местной квартальной мечети читает одну из сур Корана, посетители во дворе на саганах оставляют зерно для голубей, во дворе в чираг-дане ставят зажжённые свечи, девушки, мечтающие о замужестве, усердно подметают двор.
Строения мазара отремонтированы в 2000 г.
Лит-ра: Сухарева. Квартальная община, 208‒210; Р.Л.Гафурова. Китоби Мулла-заде. Таш., 1992, 43, 86; Nekrasova. Die Basare Bucharas, 22–23.
Е.Г.Некрасова