Саййил (саййил-байрам) — древний праздник народов Средней Азии (в основном тюркоязычных). Точная этимология слова не выяснена; современные тюркоязычные жители долины Кашка-дарьи, Сурхан-дарьи и Самарканда толкуют С. как «весенние праздничные гуляния», которые приходятся на время цветения трав в степи (конец апреля — начало мая). Календарно он примерно соответствует древнеиранскому празднику гул-и сурх и часто отождествляется с ним. С. обычно проводится в близлежащих крупных святынях (мазар, аулийа’-джай) и начинается с чтения Корана и посещения (саййил-зийарат) могил предков и «святых» и завершается праздничными застольями (достархан). Женщины и мужчины празднуют, как правило, отдельно, причем женщины имеют преимущество в выборе места, где они могут расстелить «свой достархан».
После застолья они обязательно собираются в круг, распевают старинные песни (иногда на слова знаменитых авторов — ал-Йасави, Джами, Навои, Машраба и др.). Внешне обряд очень напоминает «громкий» (джахр) зикр, хотя исполнительницы не всегда знают, что такое вообще зикр, а все суфийские «герои-мученики» (например, Мансур ал-Халладж) для них просто аулийа’ («святые»).
Местные (чаще всего деревенские) муллы и имамы воспринимают эти праздники вполне лояльно, стремясь лишь «освятить» их своим присутствием и соответствующими ритуалами (коллективный намаз, чтение Корана и т. п.). Более критически настроены «городские» имамы, традиционно усматривающие в С. и подобных празднествах (особенно в ритуале саййил-зийарат, обычно сопровождаемом растиранием «святой» пыли могил по лицу, целованием надгробий, подвязыванием цветных тряпочек на деревьях и тугах и т. п.) «неисламские» обычаи. Традиция празднования С. продолжает существовать и даже обрастает новыми ритуальными действиями (например, добровольной чилла до или после С.).
Лит-ра: Аминджан Пулат. Бухара, 2, 481–482.
Б.М.Бабаджанов