Санкт-Петербург. В «Городе святого Петра» первые мусульмане появились еще в начальный период его строительства, это были работные люди из поволжских татар, отправленных исполнять трудовую повинность по царскому указу 1708 г. Часть из них предпочла не возвращаться обратно, а обосноваться здесь, найдя работу по найму, и построить дом. Место, где они жили (на Петроградской стороне), получило название «Татарское»; позднее там возникла Татарская улица, а в начале XX в. был приобретен участок земли под строительство мечети.
Вслед за первопоселенцами в С.-П. потянулись из мусульманских регионов России торговцы и ремесленники разных специальностей, наемные работники без квалификации. Главным образом это были жители аулов и малых городов Поволжья; в богатеющей столице они искали, естественно, заработка и выгоды. Для второй половины XIX и начала XX в. известно, что татары наиболее преуспели в торговле мехами, кожей, мануфактурой, коврами, некоторыми видами готового платья и продуктов питания (хлебом, красной рыбой, мясом). И в ремесле они чаще всего имели дело с названными материалами и товарами. Немало татар занимались мелкорозничной торговлей и так называемыми малопрестижными видами труда, работали в сфере обслуживания высшей знати.
Землячество татар-мусульман, спаянное принадлежностью к единой этноязыковой и религиозной общности, было разделено на группировки по месту их выхода. Преимущественно это были выходцы из Казанской, Нижегородской, Пензенской и Рязанской губерний. Они селились в Адмиралтейской и Московской частях города, с появлением фабрично-заводских рабочих — в Спасской и Александро-Невской частях, на Обводном канале, за Нарвской заставой, а также в пригородных Лигове, Петергофе, Гатчине, Кронштадте, Любани, Луге. Только в конце XIX — начале XX в. здесь стали появляться представители других мусульманских народов, чьи земли к тому времени были присоединены к Российской империи.
Спецификой ислама в С.-П. явилось присутствие значительного контингента мусульман-военнослужащих. Наряду с тремя гражданскими здесь действовал «военный магометанский приход». При нем состояли те, кто служил в армии и флоте, входил в состав царского конвоя и гвардии. В Отдельном гвардейском корпусе существовало «Общество лейб-гвардии офицеров, исповедующих мусульманство». В кадетских и офицерских школах среди преподавателей были мугаллимы и мударрисы, которые учили основам ислама, в гвардии и флоте — муллы и муэдзины (араб. му’аззин), которых возглавлял ахун гвардии. Ахуны сыграли заметную роль в истории петербургского ислама, находясь в постоянном контакте с горожанами-мусульманами и с правительственными кругами. В частности, благодаря инициативе ахуна гвардейского корпуса Джангира Кантемирова возникло Татарское кладбище возле Волковой деревни, на купленном у ее крестьян участке земли. Ахун Гатаулла Баязитов настойчиво добивался разрешения на строительство мечети и организовал сбор средств.
Особая роль С.-П. в отношении ислама определялась также его статусом столицы огромного государства, которое включало обширные области с мусульманским населением и неуклонно расширяло свои пределы за счет южных мусульманских соседей. Здесь принимали послов из стран Востока, включая мусульманские, и стран Европы, владевших колониями в мусульманском мире; здесь готовили дипломатов, переводчиков и прочих колониальных чиновников, принимались негативные решения против ислама и мусульман или же благоприятные для них; наконец, в этом городе было положено начало востоковедным исследованиям, которые включали в себя как важнейший компонент изучение исламской цивилизации. Азиатский музей Академии наук, Публичная и Университетская библиотеки собирали рукописи и документы, а также печатные книги из стран Востока и о странах Востока; в музеях города и частных коллекциях накапливались предметы искусства и материальной культуры мусульманских народов.
Присутствие в одном городе исламской общины и исламоведческих исследований способствовало взаимно полезным контактам. Из мусульманской среды приходили переводчики, преподаватели живого языка, работники библиотек и типографий. Востоковеды помогали русскому обществу лучше понимать ислам, оказали определенную поддержку становлению издательского дела мусульман в городе. Все, что печатали российские мусульмане, с 1874 г. контролировал Петербургский цензурный комитет, в котором работали востоковеды.
В XIX и XX вв. С.-П. был центром самой разнообразной деловой и социально-политической активности мусульман. Сюда приезжал Джамал ад-дин ал-Афгани. Многие мусульманские деятели из отдаленных частей России (Исмаил-бей Гаспринский, Гаяз Исхаки и др.) побывали в этом городе. Здесь работал около четверти века Муса Джарулла Бигиев, автор «Азбуки исламизма» и ряда других книг и брошюр.
В С.-П. действовали в 1912 г. три мусульманские школы и несколько благотворительных обществ, к которым в 1916 г. добавилось еще Ислам ва ма‘ариф. В нем же протекала деятельность мусульманской фракции Государственной думы.
Когда Петроград перестал быть столицей, упало и его значение как мусульманского центра. Ислам полностью был устранен из армии и флота, сильно потеснен в гражданском обществе. Потери мусульманского населения города в период гражданской войны были по численности вскоре восстановлены за счет нового притока из сельской местности. А общественные объединения мусульман города, религиозно-благотворительные, культурно-просветительские, образовательные, как сохранявшиеся от царского времени, так и возникшие в советскую эпоху, стали свертываться и хиреть. Репрессии 30-х гг. добили их окончательно.
Война и блокада Ленинграда унесли много мусульманских жизней, и снова восстановилась не только абсолютная, но и относительная численность татар, по-прежнему преобладавших среди мусульман в городе: по переписи 1959 г. их было 27 тыс. (0,8% от всего населения), в 1989 г. — около 44 тыс. (0,9%). Число мусульман в Ленинграде возрастало в это время и за счет представителей других этносов из мусульманских регионов. Следует также учесть, что начиная с 60-х гг. в городе жили зарубежные мусульмане, прежде всего студенты многочисленных советских вузов. Однако мусульмане С.-П., открытые всем современным влияниям и разбросанные по разрастающемуся мегаполису, все меньше имели возможности поддерживать религиозные объединения, встречаться на основе общности религии, языка, культуры и обсуждать свои специфические проблемы.
Ислам в этом городе был и остается суннитским, ханафитского толка (мазхаба). До начала XX в. в С.-П. не было специально построенной мечети. Под общественную молитву использовалась часть какого-нибудь обычного здания. Разрешение на сооружение Соборной мечети было получено в 1907 г. после долгих настойчивых ходатайств, при участии эмира Бухарского ‘Абд ал-Ахад-хана. Проект мечети был исполнен в стиле мавзолея Гур-Эмир в Самарканде (создан архитектором А. фон Гогеном и инженером С.Кричинским); в 1910 г. состоялась ее торжественная закладка, но строительство затянулось; официально она была открыта в 1913 г., работы по внутренней отделке продолжались еще несколько лет. Удачное расположение в центре города и богатое убранство — облицованные серым гранитом стены, покрытые мозаичной керамикой небесно-голубого цвета купола — сделали мечеть достопримечательностью С.-П.
В 1910 г. в С.-П. функционировали четыре «магометанских прихода»— Тверской, Московский, Челябинский и Кронштадтский. Во главе каждого из них стоял ахун.
Религиозные школы (мактаб) помещались в обычных домах, при молельнях (мечетях) приходов; местоположение их менялось неоднократно. В них преподавали ахуны, имамы и муэдзины мечетей.
В 50-е гг. мечеть города была открыта ради приема иностранных делегаций, но и исламская община при ней начала постепенно оживать, в особенности за последнее десятилетие, наряду с созданием новых национально-культурных объединений диаспоры мусульманских народов (татаро-башкирской, крымско-татарской и др.). Наконец почти завершен затянувшийся ремонт мечети, а ее мулла стал муфтием. Есть в городе и второй мулла, который ведет религиозное обучение детей и мечтает о постройке второй мечети.
Возрожденная газета Нур издается преимущественно на русском языке, уделяет некоторое внимание и исламским проблемам города.
Лит-ра: Д.А.Аминов. Татары в С.-Петербурге. Исторический очерк. СПб., 1994; Anas B.Khalidov. The History of Islam in St.-Petersburg // Religion, State & Society. Oxf., 1994, vol. 22, no. 2, 245–249.
Ан.Б.Халидов