Сарахс-бабá (туркм. Сарагт-бабá) — одно из известных святилищ-мавзолеев и одновременно прекрасный историко-архитектурный памятник в Южном Туркменистане. Находится близ приграничного с Ираном районного центра Сарахс в 340 км к юго-востоку от Ашхабада. Построенное в 20-х гг. XI в., это здание при своих довольно скромных размерах (в плане 15,4×15,4 м) выглядит достаточно монументальным. Основой мавзолея служит куб, который венчает двойной сфероконический купол. В начале XV в. к усыпальнице был пристроен сильно выдвинутый вперёд портал, украшенный резьбой по ганчу с декоративными арабскими надписями на фоне растительного орнамента. Тогда же был произведён и ряд изменений в архитектуре интерьера.
Недалеко от мавзолея возвышается довольно обширный холм — цитадель-городище средневекового Сарахса, с которым и связано данное святилище. Само оно положило начало большому кладбищу, функционирующему до сих пор. По наблюдениям 60-х гг. XX в., в силу традиции хоронить усопших по возможности ближе к «святому» патрону-покровителю кладбища захоронения, причём не в один слой, уже подступали к стенам самого мавзолея. В 70–80-е гг. в течение ряда сезонов на С.-б. проводились археолого-реставрационные работы, в результате чего близрасположенные захоронения были убраны, а нижняя часть стен мавзолея снаружи очищена от напластований.
В центре усыпальницы находится надмогильник известного в тех краях суфийского шайха Абу-л-Фазла (Абу-л-Фадла) б. ал-Хасана ас-Сарахси (ум. в 1023 г.). При жизни он был имамом Сарахса и старшим наставником другого получившего известность суфийя — Абу Са‘ида ал-Майхани. Абу-л-Фадл пользовался большим влиянием и авторитетом среди современников, в числе которых был и его земляк, также знаменитый шайх Лукман б. Мухаммад Пиранда, известный ныне у местного населения как Улуг-бабá или Лукман-и Сарахси. Со временем подлинное сложное имя «святого» забылось, а закрепившееся в том районе позднее туркменское население стало называть его по имени места, где расположено святилище, — Сарахс-бабá.
В ритуале паломничества к С.-б. помимо общих для всех святилищ элементов (люди молились, приносили жертвы, оставляли вотивные предметы, зажигали светильники-чыра и т.д.) есть и такой, как проход с закрытыми глазами из одной стенной ниши мимо захоронения «святого» в противоположную нишу. Считается, что если паломник сумел это проделать не ошибившись (что весьма непросто), то загаданное им желание или просьба к высшим силам должны исполниться.
Близ мавзолея находятся домик сменяющих друг друга смотрителей-мюджевюров и помещение для паломников. В конце 50-х — 60-е гг. среди мюджевюров С.-б. своим необычным видом (длинные волосы, как у дарвиша) и поведением выделялся некий представитель духовенства, получивший у местного населения прозвище Сачлы ишан («Волосатый ишан»). Он уверял, что является потомком «святого», и предлагал паломникам за определённую мзду по три своих волоса — как гарантию, что просьба их будет услышана. Само же паломничество к мазару носит в основном локальный характер, поскольку в силу приграничности района въезд сюда из других мест ограничен.
С.М.Демидов